Чемпионами в парном катании стали немцы Алена Савченко и Робин Шолковы. Наши три пары заняли три последующие строчки. Справедливо? Вполне. Трещина, пойманная Савченко во время вращения, отнюдь не показатель ее неумения владеть коньком. Об этом вообще смешно говорить. Как и о психологическом сломе фигуристов — вряд ли чемпионат Европы вызывает у этой пары панический ужас.
Второе место Юко Кавагути и Александра Смирнова — казалось бы, сдача прошлогодних позиций. Но Берн — это их возвращение на лед после травм. И в Берне ученики Москвиной не дрогнули — если только от холода. Но, правда, и наотмашь не катались. Правы ли судьи, оценками восхищающиеся немецкими компонентами? В споре с этой парой нашим оружием может быть только безукоризненная чистота исполнения сложнейших элементов. На последней устрашающей поддержке, выполняемой Александром Смирновым на одной ноге, хотелось закрыть глаза. Чистота не подразумевает натужность.
“Немцы немного поярче. Наши — подобросовестнее. Но это очень близкие соперники. Мы в одной “шайке” с Тамарой Николаевной, и своя рубашка для меня ближе к телу, но, надо отдать должное, немцы очень интересные”. Это — независимый в парном катании эксперт Алексей Мишин.
* * *
В танцах французы Натали Пешала — Фабьен Бурза стали “золотыми”. Редкий случай, когда никто распределением мест в столь скандальном виде не возмущался. Возможно, потому, что прокат был действительно вдохновенным, а может, и потому, что не было пока на чемпионате пары, целиком отвечающей первому месту. Могли там оказаться, например, и итальянцы, не сорви они короткую программу. При всем уважении к Александру Жулину, трудно сказать, что французы сегодня лидеры европейского катания.
Наши Екатерина Боброва — Дмитрий Соловьев улыбались второму месту (проклятущие твиззлы на сей раз почти удались), а юные Елена Ильиных — Никита Кацалапов скакали от радости, оказавшись на четвертом. Их ранняя взрослая жизнь началась красиво (Лене еще 16, а партнеру — 19 лет).
Два года назад Александр Жулин, наблюдая в Лос-Анджелесе за другими юными — будущими олимпийскими чемпионами канадцами Вирчу—Мойер, — говорил: “Я иногда не понимаю, как они это делают”. После чемпионата в Берне, возможно, такие же слова скажет в адрес россиян и чужой нам тренер. Сам же Жулин теперь просто обязан везде на чемпионатах появляться в счастливом кепарике (даже несмотря на неожиданный жуликоватый образ), спасающем в Берне от холода. И в стиле образа “отвечать за базар”: “Елена Ильиных и Никита Кацалапов продемонстрировали новое направление в спортивных танцах на льду. Мы пытаемся приблизиться к одиночникам, которые исполняют четверные прыжки, и к спортивным парам, которые используют сложные связки прыжков”.
* * *
“Такого за всю историю моего существования в фигурном катании выступления у женщин я не припомню. Это просто в лесу раздавался топор дровосека”. Это вновь независимый эксперт Мишин о выступлении женщин.
Алена Леонова, конечно, молодец. Но такой — запоздалый. С 13-го места в короткой программе сиганула аж на 5-е. Вот только вновь не понять — это показатель бойцовских качеств или того, что она выдерживает лишь один вид программы? А Ксения Макарова глупейшим образом, получилось, сама отдала свое место на пьедестале, опустившись со второго на четвертое.
— Наверное, не до конца верила, что она на данный момент способна хорошо работать ногами, — пояснил Евгений Рукавицын, всего лишь месячный тренер Макаровой. — Утром на тренировке я все время говорил: “Ксюшенька, доверяй ножкам, они уже могут прыгать на усталости, могут исполнять элементы в конце программы”. Но, видимо, сработала неуверенность. У нее было это чувство, оставшееся после чемпионата России, что не хватит сил до конца программы.
Кира Корпи становилась бронзовым призером чемпионата, вытесняя Макарову с пьедестала, как раз в тот момент, когда я о чем-то спрашивала фигуристку. “Почему не расстраиваешься?” Макарова не проявляла никаких эмоций, добросовестно отвечая на вопросы. “А чего? Впереди — чемпионат мира”. Если это не американская выучка — улыбаться всегда и везде, не открывая истинных чувств, то можно порадоваться. Потому что проваленный чемпионат России, на котором Ксюша стала лишь пятой, а поехала на чемпионат Европы лишь из-за юного возраста российских соперниц, позволил повиснуть нехорошему вопросу. Неужели, оказавшись в сборной России год назад, невозмутимая Ксения научилась у нас только одному — умению не вовремя психовать?
* * *
“Ты упал на акселе — любимый прыжок. Что случилось?” — спросили Артура Гачинского после произвольной программы. “Я на него обиделся. Так получилось, так должно было быть. Сам не понял, сделал ведь прыжок, хотел добавлять уже двойной тулуп, и тут — бам! Не буду валить всю вину на лед. Конечно, хотелось остаться в призах, но для первого раза пятое место меня устраивает. Давления не было, хотелось показать себя с хорошей стороны. Бабочку сделал вот из двойного акселя — это вообще было глупо и ужасно. Но мне очень понравилось, что могу бороться с такими соперниками и что у меня это даже получилось немного”. “Ну, ничего страшного, — это уже Алексей Мишин подключается. — Показал, что умеешь бороться. Что сильный парень. Чудом не стал в призах. Катался отлично. Что про Жубера могу сказать? Что скоро мы съедим Жубера. Вот и все. Эх, “бронза” ушла прямо из рук. Артур, меня журналисты спрашивают, какие к тебе претензии. Никаких! Нет претензий, ты молодец!”
И поцеловал. А дальше слова, сказанные в зоне нефильтруемых эмоций, были такими: “Теперь я могу точно сказать, что в сборной России появился лидер, который взял флаг в свои руки, — и руки у него не дрожат”. Алексей Николаевич очень переживает за своего ученика. И очень хочет видеть его в роли лидера сборной. Но здесь он уже зависимый эксперт, и с выводами согласится не каждый. Гачинскому 17 лет, дебют на чемпионате в виде пятого места — прекрасен. А Константину Меньшову — 27, о чем все неустанно напоминают. Костя, впервые выехав на чемпионат столь крупного ранга, был третьим в произвольной программе, сделав два четверных прыжка и не сорвав ничего. В результате стал шестым. Потому что сорвал короткую. Это было и объяснимо, и вполне предсказуемо. Замаринованный в недрах чемпионата России, он не смог сразу отдать ни точный приказ нервам, ни рассчитать силы.
Почему приходится так сталкивать этих фигуристов лбами? И рассматривать их через призму, кто лучше? Ведь оба постарались и принесли нам на следующий чемпионат три места! Потому что только один из них поедет на чемпионат мира. Как оценить, кто сильней? По высшей справедливости — на стороне Меньшова “золото” чемпионата России, сложнейшая и роскошная произвольная программа. На стороне Гачинского — возраст и опережение Меньшова на одну итоговую строчку в Европе. Ну, и мнение зависимого эксперта, естественно. Но, может, раз уж этот год был объявлен экспериментальным, продолжить его в несвойственной нам манере — не суетиться и не менять лидера сезона?