“Буду доволен, если выйдем в плей-офф”
— Андрей, не находите символичным, что именно вы возглавили самую боевую команду КХЛ?
— Что-то в этом судьбоносное есть. Но все же я уже давно не игрок, а действующий тренер.
— Долго ли обдумывали предложение возглавить команду?
— Не думал ни секунды и дал согласие сразу.
— Не смущало ли, что “Витязь” — записной аутсайдер чемпионата?
— Совсем не смущало. Мое дело работать и добиваться результатов, а не анализировать выступление команды в предыдущие годы.
— Первые три матча под вашим руководством получились просто кошмарными: три поражения с общим счетом 3:14. Не возникло ощущения, что, возможно, ошиблись с выбором клуба?
— И этого не было. Конечно, неприятно проигрывать, но без поражений не бывает побед. Была уверенность, что удастся справиться с непростой ситуацией.
— Какие задачи поставило перед вами руководство клуба?
— Задача, поставленная перед командой в начале сезона, не изменилась — надо выходить в плей-офф. Над этим и работаем.
— С вашим приходом “Витязь” практически перестал драться. И количество удалений сократилось. Новая политика клуба?
— Не думайте, что “Витязь” перестал драться навсегда. Я никогда к этому не призываю, но все еще впереди. Команде предстоит сыграть еще много матчей в этом сезоне.
— Зато команда заиграла и практически вышла на 50-процентный показатель. За счет чего произошел такой резкий качественный скачок?
— Всего понемногу. Поработали над физикой, тактические задачи проводили. Пошли на пользу общекомандные собрания и продолжительные индивидуальные беседы с хоккеистами.
— Считаете, удалось донести свои идеи до игроков?
— Мне кажется, что получилось. Могу многое простить хоккеистам, кроме равнодушия и отсутствия желания играть. Среди моих игроков я равнодушных пока не заметил.
— А что вы такого с Крисом Саймоном сделали, который с вашим приходом в “Витязь” стал забивать чуть ли не в каждом матче?
— Он и до этого играл неплохо, просто не удавалось забить, шайба не шла в ворота. Подсказал ему кое-какие моменты. Видимо, наши беседы пошли ему на пользу.
— В вашей команде хватает силовиков. Вам это не мешает? С кем тренеру проще найти общий язык: со звездой, тафгаем или средненьким игроком?
— К каждому хоккеисту необходимо уметь найти персональный подход. А является ли он звездой или выполняет функции полицейского, не так важно. Повторюсь: главное, чтобы было желание играть и побеждать. Если человек хочет — то все получится. Если же нет — то добиться чего-либо крайне проблематично.
“Мы трезво оцениваем потенциал команды”
— Аппетит приходит во время еды. После успешного отрезка, что выдал “Витязь” перед перерывом на финский этап Евротура, не возникло ли желания подкорректировать задачи на сезон? С такой игрой можно рассчитывать и на большее, чем просто попадание в плей-офф.
— В руководстве “Витязя” находятся вменяемые люди, способные здраво оценивать потенциал команды. Задача прежняя — выйти в плей-офф и как можно успешней там выступить. Ребята после ряда удачных игр почувствовали вкус побед, воспряли духом. Надеюсь, этот короткий отрезок не станет пределом возможностей команды. Впереди длинный регулярный чемпионат, а подводить итоги и делать какие-то выводы время придет позже.
— Возглавив “Витязь”, вам пришлось оставить пост тренера национальной сборной...
— На тему сборной не хотел бы говорить. На данный момент я тренер “Витязя”, а не национальной команды — и все мои мысли связаны с клубом.
— Недавно Вячеслав Быков сказал, что сборная никому не нужна. Мол, иностранцев для европейских сборных натаскиваем, а своей молодежи места не оставляем в КХЛ. Вы недавно работали в сборной, сегодня в клубе — ваше мнение?
— Несомненно, доля правды в словах главного тренера сборной есть. Но надо понимать, что и без иностранцев ничего не получится.
— При этом часто можно услышать мнение, что лимит на легионеров надо отменить вовсе. Что если мы стараемся соперничать с НХЛ, то не стоит искусственно загонять себя в рамки.
— Иностранцы создают конкуренцию. А не будет конкуренции — не будут прогрессировать наши молодые игроки. Тут сложно дать однозначный ответ на вопрос: отменить лимит вовсе или, напротив, ужесточить его. Скорее всего истина находится где-то посередине. Да и не моя это работа — рассуждать над количеством легионеров в клубах. Я занимаюсь другим.
— Но у вас-то Леснухин во вторую сборную вызван. Не зажали его в Чехове иностранцы, получается...
— У Сергея хорошее катание. Он неплохо понимает игру. Но тренеры сборной в определенной степени выдали аванс на будущее, который ему только предстоит отработать. Ведь парень всего несколько месяцев играет на уровне КХЛ.
“Постепенно догоняем НХЛ”
— В целом создание КХЛ себя оправдывает?
— Создание КХЛ — огромный шаг вперед в развитии отечественного хоккея. Лига работает на высоком уровне, при этом не стремится копировать НХЛ, а постепенно обретает собственное узнаваемое лицо.
— С НХЛ еще рано равняться?
— Рановато, но не стоит забывать, что НХЛ — лига с вековой историей, а в КХЛ проходит всего третий сезон.
— В чем отстаем от Северной Америки в первую очередь?
— И в организационном, и в спортивном плане мы здорово подтянулись, но наверстать отставание от законодателя хоккейной моды за два года просто невозможно. Но наверстать на данный момент получилось уже многое.
— Довольны ли вы подбором игроков в “Витязе” и какие позиции требуют усиления?
— Я не из тех тренеров, которые могут жаловаться на подбор исполнителей. С хоккеистами “Витязя” нужно решать поставленные перед командой задачи. Этим и займемся после возобновления регулярного чемпионата.
— Какой результат по окончании сезона сочтете для “Витязя” приемлемым, а какой — успехом?
— Это уже вам, журналистам, решать. У меня есть команда, которую я тренирую и с которой буду стараться добиться максимально возможного результата. А давать оценку выступлению, составлять рейтинги, хвалить или ругать будете весной вы.
— Вы в курсе, что с вашим приходом зрителей на трибунах в Чехове прибавилось?
— Видел, что болельщиков на нескольких играх было достаточно много. Но это тот кредит доверия, что зрители выделили мне и команде. Впереди еще много кропотливой работы.
— А лично перед собой какую-то конкретную задачу на сезон поставили?
— Я не отделяю себя от команды. Если удастся пройти в плей-офф, буду доволен.