Трамп изменил отношение к Венесуэле: не топит, а спасает Мадуро

В МИД РФ, тем временем, заявили о контактах с Гуайдо

Президент США Дональд Трамп сообщил нации и всему миру о том, что люди из его администрации поддерживают контакты с венесуэльскими властями. Это признание он сделал, принимая в Овальном кабинете Белого дома президента Румынии Клауса Йоханниса. По словам Трампа, речь идет о «высокопоставленных представителях Венесуэлы» и эти контакты начались где-то полгода назад.

В МИД РФ, тем временем, заявили о контактах с Гуайдо

Трамп не назвал, с кем именно общаются члены его команды. Но, по информации агентства АР, речь идет о «номере два» в руководстве Венесуэлы — Диосдадо Кабельо. Это подтверждает и бывший ответственный за латиноамериканскую политику в Совете национальной безопасности США Фернандо Кутц. По его словам, первая встреча с Кабельо состоялась в июле в Каракасе, а вторая совсем недавно в Вашингтоне.

Как уверяют в администрации США, контакты с Кабельо направлены на то, чтобы внести раскол в венесуэльское правительство и добиться отставки Николаса Мадуро. Но это совершенно беспомощная и негодная политика. Слабовольный Мадуро и так мало что решает в своей стране, по существу, лишь выполняя указы своей супруги Селии Флорес, а также того самого Диосдадо Кабельо. Последний, занимая пост председателя Конституционной ассамблеи, имеет, в частности, право поставить вопрос о смещении президента.

О том, что в администрации Трампа никак не могут договориться о том, какой должна быть стратегия в отношении Венесуэлы, свидетельствует только что состоявшаяся отставка заместителя госсекретаря по делам стран Западного полушария Кимберли Брайер. В этой должности она находилась меньше 10 месяцев. По словам бывшего помощника Барака Обамы Марка Фейерстайна, «сказать, что политика Трампа в Венесуэле хаотична, значит, проявить к президенту акт милосердия».

Признание Трампа, на мой взгляд, свидетельствует о полном провале политики США по отношению к правительству Венесуэлы, которое оно еще недавно называло не иначе как «наркодитатурой». Диосдадо Кабельо является ведущим игроком в целой серии крупномасштабных преступлений. В мае 2018 года минфин США ввел против него персональные санкции за отмывание денег, нелегальный экспорт минералов из Венесуэлы, а также за наркотрафик, который он контролирует совместно с другим высокопоставленным деятелем Венесуэлы Тареком эль-Айссами. Кроме того, в Америке Кабельо обвиняют в том, что он планировал совершить покушение на известного сенатора от Флориды Марко Рубио. Наконец, Диосдадо Кабельо, по данным многочисленных перебежчиков, является главарем мафиозного «картеля солнц», в который входят, в частности, армейские чины, участвующие в контрабанде колумбийского кокаина, получаемого от своих «братьев по классу» — левых повстанцев из Фронта национального освобождения Колумбии.

И вот с таким человеком (или его представителями) встречаются официальные лица из администрации США, стремящиеся договориться, по их словам, о «восстановлении демократии в Венесуэле после ухода Мадуро». Поистине, как стало модно говорить в России, команда Трампа «потеряла берега».

Между тем одновременно с диалогом с «международными преступниками» Белый дом вводит «тотальные экономические санкции» против Венесуэлы. Речь идет о недавнем указе Трампа, который блокирует всю собственность правительства этой страны на территории США (прежде всего это касается активов Центробанка Венесуэлы и государственной нефтяной компании Petroleos de Venezuela), а также вводит запрет на предоставление Каракасу каких бы то ни было финансовых ресурсов, товаров и услуг.

Европейский союз и ООН уже подвергли критике указ Белого дома. А американские эксперты считают, что это экономическое эмбарго (венесуэльские власти называют его «блокадой») будет иметь последствия полностью противоположные задуманным. То есть вместо усиления нажима на Мадуро, с тем чтобы заставить уйти в отставку его правительство, Вашингтон дает в руки венесуэльских правителей мощное пропагандистское оружие. С его помощью они оправдают бесчисленные провалы в экономике, обвинив в них «империализм США».

Тот же сценарий мир видел в течение шести десятилетий на Кубе. Братьям Кастро торгово-экономическое эмбарго Америки нисколько не помешало удерживаться у власти, сохраняя полный контроль над страной.

Известный американский публицист Андрес Оппенхеймер полагает, что «гуманитарный кризис в Венесуэле будет лишь нарастать, однако Мадуро это абсолютно не беспокоит». Как и кубинские лидеры, он, видимо, даже заинтересован в том, чтобы как можно большее число его сограждан бежало из страны, — так у него будет меньше ртов, которых нужно кормить. А это бегство в последние три-четыре года приняло катастрофический характер. По данным венесуэльского социологического центра Consultores 21, страну покинуло от 4,9 до 6 млн человек, то есть почти 20 процентов всего населения Венесуэлы. Это самый большой исход в истории всей Латинской Америки.

«Хаос и импровизация, царящие в администрации Трампа, препятствуют плану восстановления демократии в Венесуэле», — заключает Оппенхеймер. С ним согласна колумнистка газеты The Miami Herald Фабиола Сантьяго: «Политика США по отношению к Кубе преподала среди других один урок человечеству: голод не приводит к смене режима, голодные люди вместо бунта бегут из страны».

А «наркодиктатура» Мадуро остается неуязвимой, продолжая управлять страной с помощью голода и репрессий. Венесуэльский оппозиционный лидер Хуан Гуайдо ожидал, что на минувшей неделе президент Мадуро примет решение о разгоне полностью контролируемой его противниками Национальной ассамблеи страны. Но этого не случилось — власти решили прибегнуть к более хитроумному плану: объявить вне закона трех наиболее непримиримо настроенных к Мадуро депутатов. Их обвинили среди прочего в «подстрекательстве к государственному перевороту» и «предательстве родины». Верховный суд распорядился лишить их депутатской неприкосновенности. С учетом этих трех оппозиционеров число тех, кого лишают мантии депутатов, составляет уже 18 человек. Правда, бывший лидер Национальной ассамблеи Энри Рамос Аллуп бежал из страны, а другой руководитель, Фредди Гевара, нашел убежище в посольстве Чили в Каракасе.

Еще несколько месяцев контактов администрации США с Кабельо и его преступным картелем, и за решеткой окажутся все еще не бежавшие из страны оппозиционные депутаты. А Николас Мадуро, которого его оппоненты называют «идиотом, разговаривающим с птичками» (о любви к последним тот несколько раз признавался публично), будет по-прежнему демонстрировать чудеса политического выживания. Благодаря прежде всего Дональду Трампу.

Крах нынешнего режима и восстановление демократии в Венесуэле, судя по всему, отложены на неопределенный срок. Вероятно, положительный эффект от введенных санкций Трамп может получить лишь у кубинской и венесуэльской диаспоры в ключевом для президентских выборов штате Флорида. А у тех, кто живет в Венесуэле, эта «блокада» отнюдь не вызвала эйфории. И как считают местные аналитики, некоторые политические партии от оппозиции могут начать дистанцироваться от Хуана Гуайдо, который меры Вашингтона активно поддержал.

Вместо экономического эмбарго Вашингтону следовало бы отказаться от санкций и предложить ЕС, России и Китаю достичь договора о проведении в Венесуэле свободных выборов под международным контролем, считает Андрес Оппенхеймер. Утопический план? Но ситуация в этой стране и вокруг нее может меняться. Замглавы российского МИДа Сергей Рябков сообщил недавно, что его ведомство поддерживает контакты с венесуэльской оппозицией, и в частности с Гуайдо. В конечном итоге в Москве понимают, что от нынешней венесуэльской «паршивой овцы» не получить даже шерсти клок. А в случае прихода к власти оппозиции Каракас совсем не обязательно аннулирует все выгодные для него нефтяные и другие сделки с Россией.

Сюжет:

Санкции

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28057 от 24 августа 2019

Заголовок в газете: Трамп vs Мадуро: операция свержения или спасения?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру