Некий курс правоведения российской школе необходим как воздух — в этом были солидарны все участники заседания: «Строгость законов у нас компенсируется их тотальным неисполнением,- обрисовал ситуацию сопредседатель Ассоциации юристов России, президент Российского книжного союза Сергей Степашин.- Необходимость переломить эту ситуацию доказывает недавний пример полковника внутренних дел с найденными у него суммами! Да и вообще, изучать свои права и обязанности надо со школы, а то сейчас 90% нашего населения не знают законов».
- Наше общество — это общество правовых нигилистов,- до предела заострила формулировку руководитель аппарата Госдумы Джахан Поллыева.- А нынешний учебник обществознания для школы этой ситуации не исправляет: в своем теперешнем виде он вообще никому не нужен!
Именно «неприемлемо низкое качество всех учебников обществознания из Федерального списка, по которым учат детей,- по мнению проректора МГУ им. Ломоносова Сергея Шахрая,- является главной причиной тупика и кризиса, в которых сегодня попал этот школьный предмет. А это - следствие искусственной монополии четырех авторских коллективов учебников. Туда не входят специалисты по праву, из-за чего учебники стали скопищем случайных сведений и ссылок на устаревшее законодательство. Не дай бог, если написанное там осядет в головах школьников: потом этого уже не исправить ни одному вузу»!
Отдельная проблема — причем, с ней сталкивается большинство выпускников школы, ибо обществознание является самым востребованным экзаменом ЕГЭ по выбору — несоответствие школьного курса и вопросов ЕГЭ (к примеру, из курса раздел международного права убрали, но в вопросах ЕГЭ он есть). При этом изложение предмета настолько засушено, что граничит с чистой казуистикой, сродни средневековому: «Сколько ангелов могут уместиться на острие иглы». А если учесть, что эти уроки в школе ведут не специалисты-правоведы, а в большинстве своем предметники-историки (второе и третье место делят русисты и географы), то получается и вовсе катастрофа.
Бороться с ней, выстроив новую концепцию, а на ее основе затем и рабочие планы с учебниками обществознания непросто, констатировали участники встречи. Обществознание — предмет состоящий из целого ряда модулей: права, этики, философских сюжетов и т. д. Не удивительно, что представители всех этих дисциплин при обсуждении структуры общего курса тянут одеяло на себя, считая свое направление важнейшим. Так, скажем, юристы предлагают и вовсе выделить их курс в отдельный школьный предмет. Но как быть тогда с ЕГЭ, резонно возражают оппоненты: вводить отдельный единый госэкзамен по праву?
Масла в огонь подливает и превращение издания учебной литературы в бизнес, притом, доходнейший. Потому-то, кстати, отметил Степашин, юристов и не включают в авторские коллективы. «Однако учебник обществознания — вещь особая, связанная с вопросами воспитания. Так, может, пересмотреть подход к его изданию и отдать его в государственные структуры, изъяв из частных,- предложил и.о. ректора Государственного академического университета гуманитарных наук Денис Фомин-Нилов.- Парада, чтобы это сделать, потребуется решение на государственном уровне».
Обсуждение проблемы школьного обществознания и его правовой составляющей продолжится. Однако по-хорошему правовое просвещение, по мнению члена Бюро Президиума Ассоциации юристов России и зампреда комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Алексея Александрова, надо начинать не в школе, а с дошкольного возраста. Например, при чтении сказок Пушкина: «Почему царь Салтан так поступил с Ткачихой, Поварихой и сватьей бабой Бабарихой? А почему потом сел с ними пировать?»
А и правда, почему?