Восторги и кошмары школьного романа: что делать, если чадо влюбилось

Психологи дали родителям советы

1 сентября, в День знаний, наши дети отправятся в школу. Где, не исключено, их настигнет влюбленность. Как быть, если ваш ребенок влюбился? Ниже - важные приметы и признаки того, что «это» случилось и с вашим отпрыском - и техника безопасности для родителей.

Психологи дали родителям советы

Детские и подростковые психологи утверждают: то, как ваш ребенок пройдет через свое самое первое чувство, какие вынесет из него выводы и эмоции, повлияет на его (ее) отношения с противоположным полом во взрослой жизни.

А «сухой остаток» от первой любви во многом зависит от родительской на нее реакции, когда бы она ни случилась. А, учитывая общую акселерацию, современные детишки взрослеют раньше.

У каждого возраста любви — свои особенности, и родителям надо уметь с ними взаимодействовать, чтобы ненароком не нанести своему отпрыску первую травму в области высоких чувств - именно от вас она может быть наиболее болезненной. Ваша педагогическая задача – в том, чтобы от первого школьного романа у вашего чада остались светлые и лирические воспоминания.

Первый и главный ответ на традиционный вопрос: «Что делать?» - не мешать, но и не пускать на самотек, потихоньку наблюдая (но не в замочную скважину - «А что они там делают???») за эмоциональным состоянием вашего ребенка. И запомните основное правило – нельзя запрещать встречаться и общаться!

Фразы вроде «Выкини эти глупости из головы, думай об учебе!» - это табу и педагогическое «ниже плинтуса»! Чтобы что-то, не разбираясь, запретить, пользуясь родительскими привилегиями, большого ума и чуткости не надо. А вот чтобы вникнуть, поддержать, подсказать – да, тут потребуется ваше время и душевные силы. Но не жалейте их: воспользуйтесь первым романом как тренировочной площадкой для того, чтобы научить отпрыска строить отношения с противоположным полом. И это сэкономит нервы и ваши, и вашего чада на будущее.

Детство: 1- 4 класс

В один из прекрасных солнечных деньков бабьего лета первоклассница Даша огорошила встречающую ее из школы бабушку вестью: она выходит замуж за своего одноклассника Тему!

Мудрая бабушка сочла правильным лишь сдержанно поздравить внучку, а вербальную реакцию делегировать родителям. За ужином на вопрос растерянных родителей: «А не рановато ли?», Дашенька ответила: “Так надо, ведь у нас уже все было!”.

Папа схватился за сердце, мама побежала за валидолом… И только бабушка, видя, с каким удивлением внучка наблюдает за всеобщей паникой, посоветовала – сначала выясните подробности.

Придя в себя и допросив чадо, родители обнаружили, что все не так уж страшно. Просто Тема опекает Дашу во время переменок и защищает, если кто-то ее дразнит – девочку не очень хорошо приняли ровесники.

А через пару недель Тема, как честный человек, предложил Даше пожениться, чтобы «жить вместе» — тогда у обидчиков и вовсе не останется никаких шансов! А что еще мог предложить своей даме мальчик Тема — ведь в сериале, который исправно смотрит его мама, герой сказал именно так: “Давай поженимся и будем всегда вместе, и тогда, клянусь, ни один мерзавец больше не прикоснется к тебе!” После чего героиня пала в объятия героя…

Узнав “горькую” правду, Дашин папа долго хохотал. А мама строго-настрого запретила дочери «слушать Темины глупости». И вообще с ним водиться - от греха подальше.

Комментирует детский психолог Жанна Карпеченкова:

- К вопросам пола и физиологии дети испытывают интерес уже с детсадовского возраста. Пока за этим не стоит ничего, кроме инстинктов и детского любопытства. Но реакция взрослых крайне важна. Заметив у ребенка “исследовательский пыл”, направленный на изучение интимных подробностей тела — своего и сверстников, — не следует фиксировать на этом внимание ребенка и тем более ругать. Надо аккуратно провести разъяснительную работу, стараясь не акцентироваться на деталях. В противном случае у ребенка может возникнуть стойкий рефлекс “запретного плода”: все, что нельзя — особенно заманчиво.

Но в данной конкретной ситуации взрослыми были допущены другие ошибки.

Первая, хрестоматийная: просмотр в присутствии ребенка совсем не детских программ и легкомысленная уверенность в том, что «Да он даже туда не смотрит!». Дети все слышат и замечают.

Вторая ошибка: чересчур бурная реакция родителей. Следя за странным поведением взрослых, последовавшим после ее сообщения, девочка еще не поняла, но уже почувствовала: вот она — отличная тема для манипулирования близкими!

Третья ошибка: смех. Насмешки могут ранить даже самых маленьких, и гораздо глубже, чем вам кажется. Если вы просто не в силах не расхохотаться над любовной историей 6-7-летних, поясните, что вы смеетесь не НАД ребенком, а, например, потому, что вспомнили смешную сказку на эту тему. И на самом деле расскажите ребенку добрую и красивую сказку о любви, в которой на примере принцев и принцесс доходчиво бы показывалось, что любовь прекрасна, и она непременно придет, только сначала к ней надо подготовиться — вырасти, стать сильным, красивым, здоровым, умным и добрым. Потому что самая прекрасная любовь приходит в гости к самым достойным.

Четвертая ошибка: строгий запрет. Ребенок не поймет, почему ему не разрешают дружить с тем, кто его защищает и любит. Разумен лишь запрет относительно подражания увиденным в фильмах действиям взрослых – поцелуям, объятиям и пр. Но и его лучше объяснить требованиями гигиены.

Отрочество: 5-8 классы

На переменке мальчик Кирилл из 6 “А” признался в любви девочке Ане из 5 “Б”. Аня тут же поделилась секретом с подругой Никой. Но уже на следующей перемене девчонки поссорились, и Ника не сочла нужным хранить Анины тайны.

К концу дня о признании Киры знала вся школа. Мальчик не выдержал насмешек и при всех заявил, что “пошутил, а эта дура поверила!”. Так горе-влюбленный в глазах сверстников себя реабилитировал, и смеяться стали над одной Аней.

Теперь Аня со слезами требует, чтобы родители перевели ее в другую школу. Папа Ани непреклонен: “Наплюй! Ты в школу ходишь, чтобы учиться!”. Мама проявляет сочувствие, хотя идею поменять школу тоже не поддерживает. Мамино предложение — отомстить Нике, объединившись с Кириллом.

Комментирует психолог Алина Колесова:

- Ближе к истине папа. Но просто посоветовать наплевать явно недостаточно. Девочке надо объяснить, что раз мальчик ее полюбил — значит, она привлекательная, интересная… То, что она смогла пробудить любовь, это не смешно и не стыдно, а прекрасно! И смеяться над этим могут только люди непросвещенные и недалекие. Ваша задача — помочь ребенку не чувствовать себя смешным, опозоренным… И тогда он сам сможет адекватно реагировать на насмешки, которые, не вызывая ответной реакции, скоро стихнут сами собой. Разумеется, мстить подружке — идея непедагогичная. Лучше направить энергию мамы в мирное русло — побеседовать с Никой. Чужой девочке надо сказать все то же самое, что и своей. Любовь — это красивое и достойное чувство, а интриги, зависть и сплетни — удел слабых, неинтересных и никчемных.

Юность: 9 — 11 классы

Первый красавчик выпускного класса Гриша бросил свою подругу из параллельного класса Риту через месяц встреч. Ничто не предвещало разрыва: накануне они гуляли по городу, а потом целовались у Гриши дома. А потом он исчез: на Ритины звонки не отвечал, а встречая девушку в школе, едва здоровался. Скоро Рита узнала, что Гриша начал встречаться со своей одноклассницей Кристиной. Кристина стройнее и выше Риты, а ее папа – большая шишка и помогает школе деньгами.

Рита впала в глубокую депрессию. И в своем настроении оставалась непреклонна: она страшная, толстая, нищая и недостойная любви. Мама заливалась соловьем, уверяя дочку, что она красавица и умница, а вот ее Гриша — урод. Но Рита только качала головой: “Ты меня успокаиваешь…” Девушка стала отказываться от еды, от общения — и попала в кабинет психотерапевта.

Комментирует психолог Денис Токарь:

- Маме не следовало настаивать на штампе “Ты святая, он подлец”. Даже самое юное создание почувствует в этом предвзятость. Мама должна объяснить главное: субъективное отношение к тебе не может служить критерием объективной оценки тебя — ни как личности, ни как женщины!

И в юности, и в зрелости ваш партнер может в своих поступках руководствоваться самыми разными мотивами — корыстью, страхом, неуверенностью в себе и пр.

Только умея любить себя, человек может в полной мере принять и подарить любовь другому. Помните: наши любимые смотрят на нас нашими же глазами. Вы в силах заставить весь мир видеть вас таким, каким вы сами желаете быть. Хорошо, когда понять эту истину нам удается еще в юности. И помогают нам в этом самые близкие люди — наши родители.

Будем добрее!

Из уроков, преподанных нам в детстве, отрочестве и юности, как из кирпичиков, строится наше дальнейшее отношение к союзу с любимыми. Увы, все народные присказки оправданы: полюбить можно и козла, помидоры частенько увядают, а любовь оказывается морковью… У всех у нас бывают обиды, измены, слезы и ошибки. Это естественно: не ошибается только тот, кто ничего не делает. А в любви не ошибается только тот, кто никого не любит. Ниже - несколько важных предостережений от детских и подростковых психологов.

Не переоценивайте происходящее – не провоцируйте у ребенка «зависание» на первом чувстве. Школьные романы – это те, которые в мире взрослых называются служебными, так как основная причина их возникновения - именно в «геолокации» и интенсивности общения.

Большую половину дня взрослые проводят на работе, а дети в школе. Взрослые вместе работают, регулярно общаются и иногда влюбляются в коллег, дети вместе учатся – и далее все то же самое... Конечно, иногда и школьные романы перерастают в настоящие семьи, но таких меньшинство. Чаще школьные романы, как и служебные, заканчиваются сами по себе.

В школьном возрасте ребенок активно развивается, растет, а вместе с ним растет его любопытство к познанию жизни в целом, изменяя его потребности и интересы. Так что либо в класс придет новенький(ая) и оттянет на себя интерес кого-то из пары, либо после окончания школы добрые отношения останутся, а вот потребность в регулярных встречах уйдет сама собой.

Задача родителей – не раздувать из мухи слона, не переживать самим и не передавать свое гипертрофированное отношение к школьному роману своему ребенку. Не забывая при этом «держать руку на пульсе» - объяснить технику безопасности (возможные последствия необдуманных поступков), а также четко озвучить собственное отношение к происходящему: «Я очень рад(а), что у тебя сейчас чувства! Это прекрасный опыт и лучшая пора в жизни, когда тебе еще не нужно зарабатывать, нести ответственность за семью, обустраивать быт и пр.

Сейчас ты можешь просто любить в свободное от учебы время, так как твоя главная работа сегодня – это учеба. Ведь если ты не будешь справляться со своей основной на сегодня работой, ты не будешь интересным(ой) в глазах твоего же возлюбленного (ой).

И именно поэтому сейчас я не волнуюсь за тебя, зная, что ты разумный человек и все это понимаешь и без моих напоминаний. Сегодняшняя твоя любовь – несомненно, чудесная и настоящая, но все равно она - лишь генеральная репетиция к твоему будущему огромному счастью».

Поверьте, если этой любви суждено продлиться всю жизнь, вы не сможете этому помешать! А вот если вы своим излишним вниманием и тревогами создадите вокруг происходящего ореол преувеличенной важности или запретного плода, то рискуете спровоцировать вашего ребенка на «застревание» на этом переживании. Еще бы, ведь впервые в жизни вокруг него закипело столько страстей – не хуже чем в телевизионной мелодраме! Лучше подготовьтесь и приведите примеры из мировой литературы на тему, что первая любовь прекрасна, но не вечна – к вашим услугам Наташа Ростова, Татьяна Ларина, многочисленные тургеневские барышни и есенинское «Все пройдет, как с белых яблонь дым…»

Учитывайте алгоритмы развития основного инстинкта. Период полового созревания наступает у всех, но его темп у каждого индивидуальный – даже внутри одного пола. При этом в целом мальчики созревают несколько позже девочек и в силу этого до определенного возраста реагируют на проявляемый к ним со стороны девочек интерес совсем по-детски. Девочки тоже развиваются по-разному: одни будто уже рождаются кокетками, другие расцветают как женщины внезапно, зато очень бурно.

Таким образом, созрев к выпускному классу, в стенах школы мальчики могут обратить свои взоры только на девчонок из младших классов, так как одноклассницы ими не интересуются, предпочитая молодых людей постарше. И эта главная особенность школьной любви - «нестыковка расписания» - чаще всего и кладет ей конец. Поэтому не надо паниковать, если в школьные годы ваша восьмиклассница вдруг стала встречаться с учеником выпускного класса - с большой вероятностью с последним школьным звонком это закончится. А вот если родители будут препятствовать подобному роману просто для собственного спокойствия – кабы чего не вышло! – то рискуют утратить доверие своего отпрыска.

«Первый парень на деревне». Нередко школьники «корпоративно» влюбляются в первую красавицу школы или «первого парня». Это, конечно, никакая не любовь, но затягивает не меньше – это азарт соперничества в том, чтобы заполучить лучшего или лучшую.

Здесь тоже важна роль родителей, по какую бы сторону баррикад ни находилось ваше чадо. Будь ваше дитя школьной звездой или, наоборот, участником массового обожания, не упустите момент, чтобы тактичным родительским словом объяснить, что любовь – это чувство индивидуальное, а не стадное. Ведь и первый парень, и первая красавица могут захотеть поверить в искренность кого-то одного из поклонников. А тот, кто с детства привыкнет любить не по собственному выбору, а с оглядкой на общественное мнение, рискует получать разочарование за разочарованием – кумиров мало и они избалованы вниманием, и даже если удастся завоевать их расположение, личная жизнь превратится в служение и игру в одни ворота.

«За вами никто не следит». Ощущение, что за вашей личной жизнью с интересом наблюдают все окружающие, характерно для любого сообщества, где все регулярно общаются, а для школьников – особенно. Им кажется, что если у них нет парня или девушки, в то время как у других одноклассников они есть, на них станут показывать пальцем. Или если эти отношения разрушились по инициативе другого, то над ними станут смеяться, что их бросили…

Задача родителей – объяснить, что каждый человек озабочен прежде всего своими собственными проблемами и задачами, и наши дела им не настолько интересны, как нам иногда кажется. Если все время оглядываться на других, пропустишь собственную историю. Раз пока любовь не пришла, значит, еще не время - и не надо бояться стать белой вороной, пытаясь быстрее сделать «как все». Значит, пока надо спокойно заняться другими делами. Если же все время «работать на публику» и соперничать с другими, то даже после самой пустяковой неудачи будет труднее восстановить душевное равновесие. А в случае удачи – оградиться от завистников и «добрых» советчиков.

Виртуал опаснее реала. Многие родители ошибочно полагают, что их чадо в безопасности, если не покидает пределы квартиры. Но сегодня в виртуальном пространстве юному человеку могут заморочить голову хуже, чем в реальном. Поэтому, если у вашего школьника бурный виртуальный роман, занимающий все его время, психологи советуют родителям насторожиться. Рисков тут множество, и самый маленький из них – в том, что ваше дитя станет отказываться от реального общения со сверстниками в пользу виртуального. Придумает себе идеальный образ и погрузится в иллюзорный мир, выдернуть из которого подростка порой под силу только врачам. Синдром ухода от реальности – это самый настоящий диагноз, увы, встречающийся у современных школьников все чаще. А еще в Сети полно разнообразных неконтролируемых деятелей, способных запудрить тинейджеру мозги и усердно «крутить виртуальную любовь» с корыстной целью – от вербовки (как уже произошло с московской студенткой) до вымогательства, шантажа и даже грабежа.

Сюжет:

Снова в школу

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру