Оперная певица, француженка Анна Жюдик, пришла в кафе одна. От нее не может оторвать глаз художник Жан-Леон Жером. Остальные заняты своими делами. Таков сюжет картины Ильи Репина, написанной в 1875 году. Из-за нее художнику пришлось горячо спорить с наставниками — Владимиром Стасовым и Иваном Крамским, которые настаивали, чтобы молодой Репин изображал народный колорит, писал такие картины, как “Бурлаки на Волге”. Но Париж изменил русского художника.
— Даже если в “Парижском кафе” не настолько читаются следы влияния импрессионистов, то в следующих его работах, написанных, когда художник уже вернется на родину, оно уже заметно, — говорит директор международного департамента русского искусства Алексей Тизенгаузен. — Я ждал эту картину 20 лет!
Монументальное полотно с 1916 года хранилось в шведской частной коллекции и было показано публике лишь дважды. Владелец, страстно увлеченный русским искусствам, купил также у дочери Репина альбом с эскизами к полотну — их около 80. Только сейчас коллекционер решил продать картину. Эксперты оценили “Парижское кафе” в £3—5 млн.
В соседнем зале с Репиным картина Клода Моне “Тополя” из известной серии, написанной в Живерни. Художник каждый день ходит рисовать полюбившиеся тополя, растущие на реке Эпт. Он начинал писать работу при одном освещении, как только менялся свет или погода — брался за другой набросок. Потом он дорабатывал их в мастерской. Еще не закончив серию, Моне узнал, что тополя собираются срубить. Он связывается с покупателем и предлагает отсрочить вырубку за денежное вознаграждение. Серия “Тополя” имела большой успех, картины из нее считаются хрестоматийными. Отсюда и увесистый эстимейт — $20—30 млн.
Сосед Моне на выставке — Пабло Пикассо, вернее, его работа “Легкий завтрак”, оцененная в $6—9 млн. Картина написана на вилле “Ле Боске”, где художник провел последние два десятилетия своей жизни.
Кроме “беспроигрышных” художников, которые во все времена ценятся на арт-рынке, Christie’s делает ставку и на современное искусство. В Москву дом привез работу скульптора Рона Мьюека, специализирующегося на гипернатуралистических объектах. “Большой ребенок” — одно из первых творений Мьюека. Голый малыш издали кажется милым и беззащитным, но вблизи увеличенный по сравнению с обычным ребенок оказывается вполне самостоятельным.