— Наиболее специфичными для современного испанского искусства являются политические видеоинсталляции, — говорит Мария де Кораль, куратор выставки. — Границы реального и вымышленного в них практически стираются.
Именно такую видеоинсталляцию представляет коллектив под названием “Эль Перро”, что в переводе означает “Пёс”. Скейтбордисты уверенно осваивают заброшенное здание грозной тюрьмы Карбончель, где во времена диктатуры Франко держали политических заключенных. Депрессивное, но очень выразительное тюремное пространство бороздят скейтами с надписью “Демократия”. После катания и головокружительных пируэтов “озверевшие” скейтеры берут доски и начинают ими колошматить по бетонным стенам и решеткам. Представив себе будущее этих скейтов, понимаешь, что “демократические” силы вступили в неравный бой.
Тему заброшенного пространства развивают сразу несколько художников. Живописец Альфонсо Альбасете по жестким законам перспективы создает темный интерьер с окнами на идиллический средиземноморский пейзаж. “Художник стремился сопоставить хаос интерьера и абсолютный порядок в природе”, — объясняет мне Мария де Кораль. Альбасете действительно захламляет пол, а плоскость картины испещряет яркими красочными брызгами. Вся эта мишура будто бы зависла пеленой в воздухе, но не погружена в интерьер. И получается, что художник добился неожиданного эффекта: думал создать хаос, а сконструировал ренессансный интерьер, напрямую отсылающий к “Тайной Вечери” Леонардо да Винчи, с теми же пространственными окнами в идиллический пейзаж и голубое небо. Вот только световой контраст внутреннего и внешнего здесь сильнее, и свет, льющийся сразу в нескольких плоскостях, выявляет строгие формы интерьера — прямоугольные ниши и каменную скамью. Соотечественник Альбасете — гениальный Гауди — был прав, когда сказал, что “архитектура есть распределение света”.
Тема пространства — общая для большинства работ. Будь то пространство личное или общественное; пространство времени — как в сюрреалистической графике Хосе Мигеля Перенигеса; пространство как раздробленная иллюзия — у Сандры Гамарры.
Жарди Коломер, архитектор по образованию, предлагает интерактив: трансформировать по своему усмотрению городское пространство, сложенное автором из деревянных брусков.
— Как ни крути — получается все равно какой-то “Манхэттен”, — жалуются “пользователи” инсталляции.
И это действительно так: современная культура слишком глобалистична. И чтобы отыскать национальный колорит испанского актуального искусства, вероятно, стоит сравнить его с русским. Что и делает Василий Церетели — директор ММСИ.
— Художники двух стран пользуются одними и теми же инструментами, выразительными средствами. А конкретные темы зависят только от социального контекста.
Вслед за группой Эль Перро в социальный контекст погружается Фернандо Санчес Кастильо. Его видеоролик снимался в Гамбурге, на фоне ветряной электростанции. Две поливательные машины спецназа (которыми обычно разгоняют демонстрации) кружатся в танце и устраивают настоящую водную феерию. Невероятная эстетизация самых неприглядных сторон реальной жизни в очередной раз действует безотказно, превращая художника в замечательного анестезиолога. На московской выставке красота победила насилие.