При входе на ярмарку натыкаешься на огромное зимнее полотно Петра Кончаловского. Краснощекие девушки спрашивают у солдат в дубленках и валенках: мол, где можно сдать донорскую кровь. Эту патриотическую картину Кончаловский написал по заказу государства в 1942 году, когда немецкие войска были на подступах к Москве.
— В советское время к нам много попало хороших картин по распределению — отличная была система, — рассказывает директор музея Тамара Шестакова. — Картины стоили сравнительно недорого, и мы могли пополнять фонды. Сейчас этого нет, единственный источник — картины, которые сами авторы дарят музею.
От раритетов — к современной скульптуре. Позолоченные шары, переплетенные ажурными металлическими ветками на крутящихся постаментах, создал итальянец Джанфранко Меджато. Его несколько декоративные, но яркие работы представляет одна из самых известных галерей Италии — Energenesi Art Gallery, среди клиентов которой Сильвио Берлускони, Эннио Морриконе и даже футболисты клуба “Интер”. Русский ответ итальянцам — выставка скульптуры Альбарита Аветисяна. Разноцветные арлекины и театральные маски автор создавал с помощью патины, искусственного наращивания налета на бронзе. К ярмарке фотограф Юлия Найвальт сделала серию фотографий, на которых можно разглядеть каждую деталь скульптур. Пожилую фотографиню пришел поздравить ее друг актер Виктор Сухоруков. “Сгусток энергии, эмоций, креатива и творчества” — так он оценил “Арт-Манеж”.
Самый необычный проект — “Поиски условного равновесия”, ему художник Сергей Якунин посвятил почти двадцать лет. А десять лет назад выставка с таким названием гремела в ГМИИ им. Пушкина. В его стенах он воссоздал кабинет Хармса, сгоревший десятки лет назад.
Крутящиеся велосипедные колеса, “украшенные” пивными банками и мятой, невесомой бумагой, напоминают невиданные летательные объекты. Однако глубокий философский проект понравился юной аудитории: на клавишах старинной печатной машинки можно играть мелодии, колеса с крыльями можно крутить...