— Участок вокруг Кремля — это не только самое центровое место Москвы, но и одно из самых “узких”, — сказал в интервью “МК” сенатор Федоров. — Чтобы уйти при движении от Большого Каменного моста на какую-то улицу, нужно обязательно преодолеть светофор. У Большого Каменного моста — светофор. Подъехали к Большой Никитской — опять светофор, подъехали к гостинице “Москва” — снова. Если же повернуть движение против часовой стрелки, машины станут уходить направо, не пересекая дорогу. Я в своем письме мэру Москвы Сергею Собянину этот момент отразил.
Идея родилась почти сразу после того, как движение на участке от Боровицкой площади до Лубянки стало односторонним. Случилось это, напомним, в 1993 году. ГИБДД дважды выходила к московским властям со своим предложением о “заворачивании” участка вокруг Кремля, но те оба раза “заворачивали” вместо дорог само предложение.
Изменить организацию движения, как известно, проще, чем построить новую дорогу. И порой не менее эффективно. Но эксперты “МК” разошлись во мнениях относительно полезности проекта.
Научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин:
— Кто сказал об этом г-ну Федорову — его личный водитель? Или он сам придумал? Я думал, что поворачивать Садовое кольцо по часовой стрелке, а сибирские реки — против теперь уже никто не будет. Ошибся! Без тонкого проектного расчета это лишь фантазия.
Блинкин поведал “МК”, что количество светофоров в Москве в расчете на единицу плотности дорожной сети в несколько раз меньше, чем в других городах мира. И глупо считать, что город стоит из-за “глазастых” регулировщиков. “Если машины движутся по улице — значит, должны быть светофоры, — говорит Блинкин. — Если по скоростной дороге — значит, светофоров быть не должно. Но в Москве нет скоростных дорог”.
Почему транспортники еще в 1990-е не организовали движение против часовой стрелки? Сенатор Федоров объясняет, что на Манежной площади делали ремонт, въезд в Кремль через Боровицкие ворота был закрыт.
Еще один вопрос: куда девать направляющийся в центр поток машин с Ленинского проспекта?
— Нужно менять движение не только вокруг Кремля, — считает Владимир Федоров. — Я же не говорю, что это истина в последней инстанции, но проработать этот вариант надо. Возможно, есть смысл сделать односторонними Москворецкую и Кремлевскую набережные. А на другом берегу — по Софийской и Раушской набережным — автомобили поедут против часовой стрелки. Посмотрите, что там творится: всегда пробки.
— Федоров, возможно, прав. Есть логика в обеспечении попутных поворотов на прилегающие улицы, — говорит ведущий научный сотрудник ЦНИиПИ по градостроительству к.т.н. Александр Стрельников. — Но последствия организации “вращения” вокруг Кремля отразятся на более широкой зоне. Желательно перед принятием такого решения (и тем более перед сменой организации движения) провести вычислительный эксперимент.
— Сколько времени потребуется на него и является ли предложение сенатора Федорова первоочередным для исполнения?
— Расчеты вариантов должны вестись с учетом не только дневного движения, но и ночного. Одностороннее движение — палка о двух концах. Да, пропускная способность вырастает, но вместе с тем появляются перепробеги, а значит, увеличивается нагрузка на дорожную сеть. Пример тому — перевод на одностороннее движение нескольких десятков переулков в центре Москвы.
Фантазии закручивания Садового кольца против часовой стрелки вызывают вопрос: “Это сколько же раз нужно проехать по всей Садовой, чтобы перестроиться в 12-й ряд?”
— Создается впечатление, что улицы в нашем городе созданы не для того чтобы человек мог попасть в определенное место, а для того, чтобы по ним можно было кататься, как по трассам “Формулы-1”, — говорит Стрельников. — Недоумение вызывают и инициативы типа сужения полос. Очевидно же, что скорость транспортного потока только снизится, к тому же ценой обшарпанных машин. Непонятно, почему власти не обращаются за помощью к независимым экспертам.