— Борис Всеволодович, президент озвучил на Госсовете: в стране насчитывается 194 экологические горячие точки. При этом не стал называть их географических координат. Подмосковье в этом списке есть?
— Мы все видим сейчас масштабы экологической катастрофы в Мексиканском заливе. Вот что бывает, когда наступает дисбаланс между экологией и экономикой. Мексиканский залив теперь по-настоящему горячая точка для всей планеты. Так что президент Д.А.Медведев совершенно точно обозначил суть проблемы: экономика ответственна за экологию.
А насчет списка: нас там нет и, уверен, не будет. Это слишком непозволительная роскошь — создавать горячую экологическую точку в густонаселенном регионе, уникальнейшем историческом и культурном центре страны.
— На чем основывается ваша уверенность?
— На наших действиях.
Хочу напомнить — в мае 2000 года был упразднен Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды. Следовательно, приказали долго жить и все его структурные подразделения — Мособлкомприрода и районные комитеты по охране окружающей среды. Складывалась такая ситуация, когда огромный комплекс вопросов экологии, охраны окружающей среды и рационального природопользования мог оказаться вне поле зрения правительства Московской области или его органа государственной власти. Чтобы удерживать экологическую ситуацию под контролем и соблюдать баланс между уровнем развития промышленности и сохранением природы, нашей области нужен был собственный орган исполнительной власти. И таким органом в 2000 году стало министерство экологии и природопользования нашего региона. В то время это был неординарный шаг, так как ни один субъект Российской Федерации не имел такого органа. Наш пример оказался полезным, на сегодня нет такого субъекта России, где не созданы соответствующие экологические структуры.
— Все регионы после “роспуска” Госкомитета по охране окружающей среды оказались в одинаковой ситуации. Однако Подмосковье первым почувствовало грозящую опасность и оперативно воссоздало свое региональное экологическое министерство. В чем была эта опасность?
— Московская область — наиболее урбанизированный регион Российской Федерации. В ней получили развитие многие отрасли промышленности, которые оказывают определяющее воздействие на природу Подмосковья. Города и районы области, примыкающие к МКАД, помимо собственных достаточно мощных источников влияния на окружающую среду постоянно испытывают еще большее воздействие от Москвы. И это закономерно. Столица ведь рядом. От нее стеклянным и бетонным куполом не отгородишься. И поэтому именно у нас оседает большая часть выбросов в атмосферу от столичных предприятий. Кроме того, здесь размещаются полигоны по захоронению бытовых отходов, сюда стекают сточные воды из московской канализации. В этих районах в значительных масштабах добываются строительные материалы. Все это нас и вынудило в форс-мажорном порядке создать экологический орган. Иначе вся наша деятельность по всем другим направлениям была бы просто бессмысленной.
— Вы создали министерство и оно уже определилось с проблемами экологии Подмосковья?
— Тут история такая. Когда было образовано правительство Московской области, которое я возглавил, сразу же встал вопрос, как выстроить политику в сфере экологии, с чего начать, на какие проблемы обратить главное внимание.
Мы начали вот с чего. Пригласили группу ведущих ученых профильных научных учреждений. В эту группу входили представители Международного университета природы, общества и человека “Дубна”, Московского государственного университета геодезии и картографии, Московского государственного университета природоустройства и другие. Перед ними поставили задачу — разработать экологические приоритеты Московской области. Такая работа была выполнена. Она сыграла свою положительную роль, так как была положена в основу целевой программы “Экология Подмосковья”.
— Чего конкретно добилось министерство после определения всех болевых проблем?
— Одним из бесспорных его достижений стало формирование современной нормативно-правовой базы. Она обеспечивает функционирование всей системы экологии в области.
Кроме того, очень показательна работа министерства по наполнению доходной части бюджета области за счет платы за негативное воздействие на окружающую среду и пользование природными ресурсами. Судите сами. В 2000 году поступления в бюджет области за счет этой платы составили чуть меньше 90 млн. рублей. В прошлом году этот показатель зашкалил за 600 миллионов. А всего сумма платежей за пользование природными ресурсами за прошлый год превысила 11 млрд. рублей, что в 14 раз больше показателя 2000 года.
Благодаря такой работе было обеспечено финансирование мероприятий программы “Экология Подмосковья”. Без ее выполнения мы бы сегодня были завалены горами мусора, а в реках вместо воды я не знаю, какое бы содержимое текло.
— И что же в них сейчас течет?
— Сегодня на территории Московского региона практически нет водных объектов, не затронутых хозяйственной деятельностью человека. В связи с этим у большинства водоемов снижена самоочищающая способность. Поэтому комплекс водных проблем в Московской области занимает ведущее место. Главное — это обеспечение качества поверхностных и подземных вод. В рамках целевой областной программы “Экология Подмосковья” постоянно ведутся работы по строительству и реконструкции очистных сооружений. Ремонтируются коллекторы, возводятся станции обезжелезивания. В последние годы на эти цели вложено более 1 млрд. рублей.
Например, только на реконструкцию межрайонных Щелковских очистных сооружений вложено более 100 млн. рублей. Это областная собственность.
Все это положительно сказывается на чистоте рек. Мониторинговые исследования показывают, что качество воды рек Клязьма, Осетр, Ока и других постепенно улучшается.
Так что вода течет в наших реках, вода.
— А каково состояние систем водоснабжения в области?
— Московская область обеспечивается питьевой водой из подземных источников. Только Дубна, Королев и Ступино имеют смешанные системы водоснабжения с участием поверхностных источников.
Сейчас у нас эксплуатируется около 3500 водозаборных узлов, насчитывающих примерно 8500 артезианских скважин. Общая протяженность водопроводных сетей равна 14 000 км. Количество ветхих муниципальных сетей составляет более 2000 км, или 14 процентов от их протяженности. Много. И это притом что ежегодно в области перекладывается порядка 300—330 км ветхих муниципальных водопроводных сетей.
— Вы назвали некоторые цифры по водопроводным сетям. Но не все знают, что было сделано властями за последнее время в этой тяжелейшей и важнейшей сфере ЖКХ…
— Проделана огромная работа. Она велась в рамках программы “Обеспечение населения качественной питьевой водой и обеспечение водоотведением в Московской области”. Она была рассчитана на 2002—2006 годы. И в рамках программы “Жилище” на 2006—2010 годы. Мы зачастую ругаем коммунальщиков, недовольны нашим ЖКХ, и все же справедливости ради надо сказать, что вот в рамках этих программ был осуществлен большой объем строительства, реконструкции и модернизации объектов и сетей водоснабжения. Не сделай этого, мы бы сегодня имели совсем удручающую картину по состоянию ЖКХ. А что сделано? Назову только несколько цифр. В городах и районах построено 650 км новых водоводов, 40 резервуаров чистой воды и 27 насосных станций второго подъема. В текущем году начата работа по разработке областной долгосрочной целевой программы “Чистая вода Подмосковья”. Она рассчитана на 2010—2012 годы и на перспективу до 2020 года.
— Где в Подмосковье станет еще чище и вкуснее с водой?
— Эта программа действительно направлена на улучшение качества воды. Предусматривается организация на новом уровне мониторинга состояния подземных вод. Принятие к освоению разведанных запасов подземных вод. Опережающее строительство инженерных систем. Мы продолжим строительство станций обезжелезивания в городах области, прежде всего в центральной ее части. Расширятся существующие мощности Восточной системы водоснабжения с целью гарантированной подачи доброкачественной воды в города Ногинск, Павловский Посад, Реутов, Железнодорожный, Балашиха, Люберцы, Лыткарино, Дзержинский. Есть хорошие новости и для жителей Южной системы водоснабжения, а также Северной. Со следующего года по этой программе планируется начать строительство первой очереди водоснабжения для городов: Серпухов, Чехов, Подольск, Щербинка, Климовск, Видное, Домодедово. А для Клина, Сергиева Посада, Солнечногорска, Дмитрова, Талдома и Пушкино начнется разработка технико-экономического обоснования системы водоснабжения. Параллельно будет продолжена модернизация существующих систем водоснабжения для городских округов: Подольск, Климовск, Коломна, Королев, Химки, а также населенных пунктов Орехово-Зуевского, Ногинского, Чеховского, Раменского, Лотошинского, Люберецкого, Рузского, Можайского муниципальных районов. Как видите, этой работой будет охвачена, по сути, территория всей Московской области.
— Насколько трудно решается проблема с ТБО?
— Действительно, трудно. Генеральная стратегическая линия правительства Московской области в решении проблемы ТБО в Подмосковье — максимально сократить поток отходов на захоронение за счет их вовлечения в переработку. При этом мы ориентируемся на опыт таких стран, как Швейцария, Япония, где захоронению подвергают не более 20—25 процентов отходов.
Развивая это направление, мы столкнулись с тем, что в соответствии с действующим федеральным законодательством вопросы сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов производства и потребления относятся к полномочию органов местного самоуправления. А их финансовые ресурсы, прямо скажем, ограничены.
— Где выход?
— Правительство области пошло по пути привлечения средств инвесторов для решения назревших проблем с утилизацией отходов. Нами была утверждена специальная инвестиционная программа. В ее рамках с 2004 по 2008 год мы привлекли около 4 млрд. рублей. Сейчас действуют 18 мусоросортировочных комплексов и прессовых пунктов. Это позволяет вовлечь в хозяйственный оборот до 20 процентов вторичных ресурсов. Дальнейшее строительство предприятий по сортировке и переработке отходов позволит ежегодно перерабатывать более 2 млн. тонн образующихся в Подмосковье ТБО, что составит более 50 процентов от их годового объема.
Таким образом, реализация данной программы правительства области обеспечит сокращение объемов захораниваемых отходов и значительно улучшит экологическую ситуацию в Подмосковье. Эта программа является пионерской в России.
— Как в целом развивается лесное хозяйство в области: высаживают ли новые леса? Сколько? Как возмещают те леса, которые погибли в пожарах?
— Не так давно появился документ, позволяющий наиболее объективно судить о состоянии природы Подмосковья, а значит, и его лесов. В прошлом году опубликовано второе издание Красной книги Московской области. Новое издание содержит описание более 700 видов редких живых организмов. Следует отметить, что за последние 10 лет с территории области не исчезло ни одного вида позвоночного животного. Красноречивый пример. В конце 60-х годов из списка охотничьих видов Московской области исключили бурого медведя. Причем в середине прошлого века в Подмосковье он вообще исчез. За последние десять лет вид восстановился. В ходе мониторинга зафиксировали около 10 берлог в Талдомском, Шаховском и Уваровском охотхозяйствах. А вот вам другой индикатор состояния нашей природы. По сравнению с 2000 годом численность лося в наших лесах выросла более чем на 180 процентов, а кабана аж на 250 процентов. Все это говорит о качестве окружающей среды Подмосковья, нашего леса.
Теперь что касается Москвы. Кстати, из 8 млн. тонн отходов, поступающих в область ежегодно, 5 млн. достается нам от Москвы. Мы со столицей подписали совместный протокол о принципах и условиях взаимного сотрудничества. В рамках протокола создана совместная рабочая группа по сотрудничеству в области обращения с отходами производства и потребления. Основное направление работы группы — создание объектов совместного пользования на взаимовыгодных условиях.
— Мы все время говорили о роли государственных органов в борьбе за чистоту природы. Каково участие общественности в решении экологических проблем в Подмосковье?
— В области каждый год проводятся природоохранные мероприятия — экологические акции международного, всероссийского и областного уровня. Их общее количество исчисляется сотнями. Большая работа проводится в каждом муниципальном образовании.
По итогам проведения Всероссийского конкурса по работе региональных организационных комитетов Дней защиты от экологической опасности Московская область в течение последних девяти лет занимает первое место среди субъектов Российской Федерации. Такой же результат достигнут и в этом году. Кстати, он был объявлен по традиции накануне заседания Госсовета, в День эколога.
— Подведем итог. Какая же в целом сейчас экологическая обстановка в Московской области?
— Несмотря на множество замечательных мест, разбросанных по всему миру, большинство жителей Москвы и Московской области, когда дело доходит до отдыха, упорно делают выбор в пользу Подмосковья. Это и неудивительно. Ведь на 4,6 миллиона гектаров, которые занимает наша область, без малого половина приходится на леса. А еще у нас текут крупные и средние реки, около 350 малых рек. А еще есть водохранилища, озера, пруды. Так что и поплавать есть где и порыбачить. Согласитесь, если бы все эти природные ресурсы погибали, были бы в плачевном состоянии, кто бы к ним тянулся.
Но это эмоциональная точка зрения. А вот официальная. Ежегодно составляется государственный доклад “О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации”. Начиная с 2006 года в этих докладах отмечается не только стабилизация, но и тенденция к улучшению экологической обстановки в Московской области. Там еще дается список городов с высоким уровнем загрязнения. Ни одного города Московской области в этом списке нет.
— Каковы все же сейчас приоритеты для Подмосковья в решении экологических проблем?
— Да эти приоритеты одинаковы для всех регионов. Конечно, новые технологии, поступающие на вооружение промышленности, очень важны для ослабления нагрузки на экосистему. Но в том-то и дело, что только этим вопрос не решить. Придумаем ковры-самолеты, но при этом так загадим землю бытовыми отходами, что негде будет этим коврам приземлиться.
Есть очень много людей, которые считают, что проблемы охраны окружающей среды могут быть решены техническими средствами. Эта точка зрения глубоко ошибочна. Нужна работа не только с техникой, с изобретениями научно-технического прогресса (хотя и это важно), а над сознанием человека.
Стоит навести элементарный порядок, не сорить, соблюдать природоохранное законодательство, не нарушать правила пожарной безопасности — и наши леса, реки и озера станут чище. Исчезнут такие понятия, как “несанкционированная свалка”, “захламленность”, “лесные и торфяные пожары”, другие негативные явления, связанные с недостаточной экологической культурой.
Наша задача — воспитать не только экологически грамотного, а экологически культурного человека. И поверьте, тогда экологические проблемы будут значительно легче решаться, а часть этих проблем вообще исчезнет.