Что изменилось за прошедшие полвека? Стали ли такие операции более щадящими и найдена ли альтернатива этому спасительному, но травматичному вмешательству? И вообще, что это за болезнь такая — ишемия, что ее никак не удается если не победить, то хотя бы сдвинуть с первого места по числу уносимых жизней?
На вопросы «МК» отвечает известный кардиохирург, д.м.н., лауреат Государственных премий СССР и РФ, академик РАН и РАМН Ренат АКЧУРИН.
— Ренат Сулейманович, аортокоронарное шунтирование и сегодня остается одним из востребованных методов при лечении сердечно-сосудистых катастроф, в частности инфаркта миокарда. Лично вы сколько лет оперируете этим методом?
— Почти 40 лет, начинал в 1985 году.
— Что-то изменилось с тех пор в практике проведения таких операций? Стали ли они менее «кровавыми» и более безопасными для пациентов?
— Безусловно. Во-первых, добавилось искусственное кровообращение во время операций, и стало легче их проводить. Само искусственное кровообращение существенно улучшилось и стало безопасным. Во-вторых, используется хорошая анестезия, во время которой больной просто спит и ничего не чувствует. В-третьих, изменилась операционная техника: стали использовать микроскопы и специальные микрохирургические инструменты — кстати, выпускаются они в России и гораздо лучше зарубежных аналогов. Работа под увеличительной оптикой позволяет хирургу более четко видеть пораженные места артерий, а значит, и легче устранять повреждения.
— Других способов лечения таких больных, кроме коронарного шунтирования, не придумано?
— Коронарное шунтирование — это уже общепринятый хирургический способ лечения заболевания, направленный на восстановление кровоснабжения миокарда. Сердечный кровоток восстанавливается ниже места сужения сосуда путем обходного шунтирования. При этой хирургической операции в обход места сужения коронарной артерии создается другой путь для кровотока к той части сердца, которая не снабжалась кровью. Данный метод уже давно подтвердил свою эффективность. В мире прооперированы и спасены миллионы больных. За десятилетия накоплен большой опыт и достигнуты значительные успехи в выполнении таких операций. Хирург может выбрать выполнение операции коронарного шунтирования мини-инвазивным доступом с применением искусственного кровообращения или без искусственного кровообращения, и т.д.
Есть и лекарственная терапия, способствующая расширению коронарных артерий и увеличению, таким образом, доставки через кровь кислорода к тканям сердца. Применяем также ангиопластику, когда с помощью катетера бляшку в суженной артерии удается «придавить» к стенке сосуда. А после ангиопластики можно установить стент, способный более длительно поддерживать проходимость артерии.
— Число больных, страдающих от ишемии, не сокращается, а даже год от года возрастает. До сих пор существуют очереди на такие операции?
— Конечно, к нам очередь есть, и очень большая: сегодня в листе ожидания — почти 200 плановых больных. Они ждут своей очереди по 2–3 месяца. А если надо экстренно помочь больному, то шунтирование мы не делаем, а ставим стенты. Правда, после таких операций все равно бывает необходимость проводить шунтирование.
— Много ли в России центров, подобных вашему? Или по-прежнему за спасением сердечники едут в основном к вам?
— Сегодня по стране есть около 30 кардиоцентров, где выполняют операции аортокоронарного шунтирования. Но к нам ехать меньше не стали. Так как все равно помощь от государства в этом плане пока еще недостаточная. Считаю, надо добавить и квот на такие операции, и больше выделять финансовых средств на развитие специализированных кардиоцентров. В прошлом году, например, у нас квоты закончились уже в ноябре. В этом году выделено всего 400 квот, но их хватит только до лета. А там неизвестно, как все будет.
— Какого возраста пациенты с коронарными проблемами чаще всего попадают к хирургам, если судить по вашей практике?
— Сегодня поступает очень много молодых, но их лучше лечить медикаментозно. Поскольку многие мужчины в России курят, то и возраст, и характер операций на сердце молодых сильно изменился. К счастью, и в нашей стране наконец начали борьбу с курением, что, считаю, очень важно для спасения сердца. Еще совсем недавно реклама сигарет в Москве была на каждом шагу, даже в метро. Но, слава богу, из многих мест ее «выкурили».
— Есть мнение, что коронарная болезнь чаще всего поражает мужчин. Известны причины?
— Действительно, это так. Во-первых, потому, что мужчин чаще используют на тяжелых работах. Плюс стрессы. Но российские мужчины чаще, чем женщины, страдают не только этим заболеванием, а многими другими проявлениями сердечных патологий. В первую очередь это атеросклероз. Причины? Неумеренное потребление алкоголя, курение, неправильное питание, отсюда избыточный вес, высокий уровень холестерина. А еще — низкая физическая активность. Это те факторы, которые человек может контролировать.
— Значит, и на операционный стол к вам мужчины попадают чаще?
— Конечно: в неделю оперирую как минимум восемь мужчин и двух женщин. Но возрастные женщины тоже подвержены атеросклерозу, как правило, с наступлением менопаузы. Именно после менопаузы начинает развиваться атеросклероз.
— А как не пропустить начало сердечной катастрофы? Какие симптомы характерны для коронарных проблем?
— Боли в области сердца — это предупреждающие сигналы, которые говорят о том, что что-то не в порядке. Пациент с единичным или множественным поражением коронарных сосудов может испытывать боль за грудиной (грудная жаба) или периодическое недомогание, дискомфорт в области грудной клетки. Боль может отдавать в шею, ногу или руку, обычно по левой стороне.