Доцент замахнулся на… ассоциацию

Мы можем вывести донорство на самое почетное место в России

30 лет и почти 3 года сдает кровь Александр Иванович Карнюшкин. Этот солидный во всех смыслах человек — доцент МГТУ им. Баумана, кандидат технических наук, почетный донор России — не скрывал эмоций, когда говорил о том, как важно сегодня создать ассоциацию “Почетный донор Москвы”. Что с ее помощью можно решить не только проблемы самих доноров, но и заготовки крови в столице, а не закупать ее большую часть в других регионах, как делается сейчас.  

Отличник по жизни (с красным дипломом окончил Тамбовское высшее военное командное училище и военную академию им. Тимошенко в Москве, с отличием — адъюнктуру, защитил кандидатскую диссертацию), он и имя донора решил защищать по-военному напористо. Убежден, что Ассоциация почетных доноров (для начала — московская) — это как раз то, что поможет вывести российское донорство на самое почетное место в стране. О сегодняшнем забвении доноров России говорил так, будто его лично оскорбили в лучших чувствах.


А ровно год назад, как признался Александр Иванович, с этой идеей он выступал даже на заседании правительства столицы. Правда, идея создания Ассоциации почетных доноров Москвы родилась коллективно на личной встрече с главой Департамента здравоохранения г. Москвы Андреем Петровичем Сельцовским, в которой также принимал участие и главный пропагандист донорства в городе — заместитель главного врача Станции переливания крови департамента Владимир Марьянович Потапский.  

— Когда на заседании правительства Москвы я шел к трибуне, — вспоминает Карнюшкин, — Юрий Михайлович Лужков подметил: “Вот кто-то говорит, что донорство вредит организму, да вы посмотрите на этого здоровяка!” И попросил нас, выступающих, дать свои рекомендации, как оживить донорство в столице.  

— И вы знаете ответ?

— Считаю, начинать надо с пропаганды донорства, при котором человек просто обязан вести здоровый образ жизни. А еще — агитировать новых доноров личным примером. Всего почетных доноров в Москве порядка 40 тысяч. Это — сила. Есть из кого создать организацию, есть кому пропагандировать идею, защищать права доноров. В каждом из 10 округов можно создать подразделения доноров-общественников — пропагандистов. Раз все будет на общественных началах, не потребуется ни денег на зарплату, ни даже помещений. Активистов — почетных доноров приглашать на местные телеканалы, они будут рассказывать о себе, о здоровом образе жизни, о пользе донорства и для людей, и для собственной физиологии, о необходимости сдачи крови, ее компонентов и плазмы. И тем самым можно заинтересовать людей.  

Потребности Москвы в крови очень большие, а пополняются они за счет местных ресурсов только на 30—40 процентов, остальную кровь закупают в других регионах. Это неправильно.  

— Польза от сдачи крови колоссальная — донорством сейчас можно отвлечь молодое поколение от сигарет, от пива, от наркотиков. Если молодой парень (или девушка) начинают сдавать кровь, он (она) просто вынуждены следить за своим здоровьем: ничем не злоупотреблять.  

В наше время были дворцы пионеров, дворцы культуры, дети там могли выбрать себе любой кружок по интересу и заниматься бесплатно. Сейчас ничего этого нет. Если где-то и есть, то все платное, а не всякий родитель может заплатить. Поэтому сейчас толпы подростков, юношей и девушек, бесцельно бродят по улицам и от безделья пьют (не только пиво), курят (не только сигареты). Им уже скучно в этой жизни. В мое время молодежь была занята. И донорство, на мой взгляд, могло бы отвлечь молодых от всяческих злоупотреблений. К тому же, сдавая кровь, молодой человек может собрать деньги себе на плеер или еще на что-то.  

— Подскажите, как это сделать? Придумывать специальные программы для молодых людей, кому исполнилось 18?

— Разумеется. В первую очередь привлекать к этому СМИ. Сейчас по телевизору (в частности, по “Столице”) идут ролики об этом. Но надо, чтобы и по центральному телевидению шла реклама, пропагандирующая донорство, а значит, здоровый образ жизни. Уверен, тогда бы и масштабы сбора донорской крови расширились и объемы увеличилась.  

— И какова могла быть в этом роль членов вашей будущей ассоциации?

— В первую очередь заниматься пропагандой донорства. На всех уровнях, в том числе и в СМИ. Кстати, я уже несколько раз выступал на канале “Столица” и в программе “Доверие” (ЦАО). Мы рассказываем о том, как важно сдавать кровь. Призываем: “Подари кровь — спаси жизнь другому человеку, который остро в этом нуждается”. Ведь донорская кровь нужна всегда и везде: в родильных домах, в ожоговых и онкологических центрах, в детских клиниках.  

Второе: личным примером показывать, как это важно — сдавать кровь и вести здоровый образ жизни.  

— Достаточно ли льгот у почетных доноров России? Или вы с помощью ассоциации намерены добиваться более существенных благ?

— Из тех льгот, которые уже предоставлены, часть работает, и очень хорошо. Например, бесплатный проезд на городском общественном транспорте и 50-процентная скидка на оплату коммунальных услуг. А вот льгота “бесплатное протезирование зубов” никогда не работала, не работает и работать не будет. Потому что там написано — “вставлять зубы только без драгметаллов”. А кому сегодня нужны стальные зубы, кто их сейчас ставит?  

То же самое и с 50-процентной скидкой на оплату лекарств. Но хорошие лекарства, во-первых, дороги, во-вторых, продаются в частных аптеках, где даже разговаривать о скидках не хотят. В муниципальных аптеках скидку дает “карта москвича”, но всего 5%. Когда я сам получил удостоверение почетного донора России, пришел в городскую аптеку и попросил положенную 50-процентную скидку на лекарства, меня просто отшили: “Опомнитесь, какие 50%? А остальное я, что ли, за вас доплачивать буду?” “Да у меня льготы”, — защищался я. “А вот свои льготы можете получить только в аптечном киоске при поликлинике, к которой прикреплены”.  

Когда пришел туда — там могли продать по льготе только бинт, зеленку, вату и другие мелочи! Ассортимент скудный. Врачи на приеме говорят: “Мы вам рецепт выпишем, но лекарства покупайте в городских аптеках. В нашей этого нет и не будет”. Так что многие льготы на бумаге есть, а в жизни их нет.  

— Александр Иванович, вы все время говорите о пропаганде донорства, а материальная составляющая для донора имеет значения?

— Имеет. Но я ее ставлю на последнее место. Иначе завистники опять будут кричать, что мы сдаем кровь ради денег. Бред, конечно. На сдаче крови денег не заработаешь. Это именно гуманное отношение к людям, кто без крови не сможет выжить. Считаю, в донорском подвижничестве играет роль прежде всего моральная составляющая. А материальная должна только стимулировать людей. Альтруизм — хорошее дело, но кушать тоже хочется. Давайте мы еще и материально поощрим ваш благородный порыв.  

Когда начинают кивать на Запад, что там-де доноры безвозмездно сдают кровь, это лукавство. На Западе донор достаточно получает льгот через социальные фонды. Это бесплатные путевки, бесплатное лечение, донор имеет преимущество при устройстве на работу и даже при парковке автомобиля. Но все это не афишируется. Афишируются лишь преимущества личности донора перед другими людьми.  

— Что в этом смысле могла бы сделать Ассоциация почетных доноров Москвы, если таковую создать?

— Интерес у самих доноров и у сотрудников службы крови к такой ассоциации есть. Кстати, на заседании правительства Москвы в поддержку ассоциации выступал и руководитель Департамента здравоохранения г. Москвы Андрей Петрович Сельцовский, а еще — студенты из 3-го мединститута и студент из дублеров правительства Москвы.  

— В таком случае какие новые льготы могли бы работать? Может быть, деньги за сданную кровь?

— Да что вы? И так много завистников. Кто-то говорит: “Да вы работать не хотите, пошли, полежали в кресле 20 минут, сдали кровь, деньги в карман и еще льготы хотите!” Если говоришь: “А кто вам не дает?” — мгновенный ответ: “Я не хочу, чтобы ко мне в вену иголкой залезали”. Так что лично мне льгот хватает.  

— И каков “сухой остаток” после вашего выступления на заседании правительства Москвы?

— Юрий Михайлович призвал всех руководителей департаментов “через неделю” предоставить проект программы по оздоровлению донорства и по льготам. И действительно, в Программе правительства Москвы по оздоровлению донорства, принятой в конце 2008–го, предусмотрена и пропаганда, и дополнительные деньги, в том числе и платным донорам, что уже и делается.  

— Но ваша ассоциация, которая, возможно, будет создана, она же объединит почетных (бесплатных) доноров. На каком уровне остановилась ваша идея? Что-то сдвинулось с мертвой точки?

— Ждем.  

— Александр Иванович, сын пошел в доноры по вашему предложению или просто повлиял пример отца?  

— Думаю, и то и другое. И, конечно, я предложил: “Почему бы тебе, сын, тоже не попробовать сдавать кровь?” Рассказал ему, что процедура хорошо обновляет мужской организм. И он пошел. Его привлекает в том числе и возможность бесплатно регулярно обследоваться у врачей. Дело в том, что когда человек заканчивает учебу (школу, училище, вуз), о его здоровье уже никто не беспокоится — только он сам. А обследоваться у хороших специалистов по месту жительства не всегда есть возможность, и времени, как правило, не находится. А когда ты донор — просто обязан регулярно проверяться у врачей: сдавать кровь, измерять давление, температуру и т.д.  

— Студенты ваши тоже сдают кровь? Ведете ли вы такую пропаганду среди них?

— Мой предмет — “защита в чрезвычайных ситуациях” — позволяет это делать. Мои студенты — в будущем инженеры. Это работники по обслуживанию реакторов и в сфере энергообеспечения, когда срочно может потребоваться кровь. Донору всегда легче помочь пострадавшему. Когда Дни донора проводятся в нашем университете (каждые два месяца!), недостатка в желающих сдать кровь нет. Я не знаю, как в других вузах, но у нас в Бауманке студенты очень активно сдают кровь, и за один день врачи не успевают принять у всех студентов, поэтому всегда прием ведется два дня.  

— Александр Иванович, что лично вас сподвигло первый раз сдать кровь? Обязаловка? Вы же в это время учились в военном училище?

— Никакой обязаловки не было. Пришел командир роты и сказал: “Срочно нужна кровь. Желающие могут поехать на станцию переливания крови и сдать”. Желающих оказалось 60 процентов от всех курсантов роты.  

— Свои первые ощущения после сдачи крови помните?

— Конечно, ощущение легкости, свежести. Выходишь как из парилки. Хорошо! Процедура сдачи крови меня не напугала, возможно потому, что перенес ее легко.  

— Вы тогда были стройным и прозрачным…

— Я и сейчас стройный, — улыбается истинный богатырь Александр Карнюшкин, — боком в дверь еще прохожу. По поводу своего веса я не комплексую, хотя вспомнить того юношу (в 1977-м, когда первый раз сдавал кровь) приятно: вес 70 кг, размер плеч 50 см, рост — 185 см. Но и сегодня я вполне здоров.  

— Неужели ничем никогда не злоупотребляли?

— Принципиально ни-ко-гда не курил. Это у меня пунктик такой. Потому что отец очень много курит, а курение сильно подрывает здоровье. Правда, сын, когда стал взрослым, заявил: “Раз ты принципиально не куришь, я буду принципиально курить”. Такое вот растет “поколение пепси”: все, что советуют родители, делается наоборот.  

— Сколько раз вы сдали кровь за 30 с лишним лет?

— Компьютеры учет начали вести только с 90-х годов. Так вот по компьютерному учету на станции переливания крови, расположенной рядом с домом, я сдал свыше 220 раз. А сколько было до этого, за 13 лет?  

— Считается, что сдача крови помогает здоровью? Вы можете это подтвердить?

— Целиком и полностью подтверждаю, среди доноров со стажем больных людей нет. У меня очень много знакомых, и все здоровы. И сам я на здоровье не жалуюсь. Надо учитывать еще и физиологические особенности мужчин. Ведь женщины устроены так, что обновляют кровь ежемесячно и живут дольше. А мужчины в этом смысле “законсервированы”, как говорят врачи. У них не происходит обновления крови, и они быстрее стареют и раньше умирают. В добрые давние времена для обновления крови, как известно, периодически пускали кровь — ставили пиявки за уши. Сейчас этого нет. Поэтому считаю, мужчинам сдавать кровь даже полезнее, чем женщинам. Женщины подготовлены к стрессовой ситуации лучше, а иные мужчины от одного вида крови падают в обморок. И врачи говорят, что вреда для организма при сдаче крови нет, а только польза. И сам я убедился в этом: за 30 с лишним лет донорства есть только реальная польза.  

…С удивлением узнала, что этот жесткий, напористый вояка Александр Иванович Карнюшкин очень любит музыку, сам играет — окончил музыкальную школу по классу фортепиано.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру