Историю применения крови в медицине исследователи условно разделяют на шесть основных этапов.
Первый этап — от глубокой древности до 1628 года — самый продолжительный. Кровь в это время использовали не только как питательный продукт, но и как лечебное средство. Известно, что в Древней Греции врач Гиппократ давал пить кровь здоровых людей больным с расстройствами психических функций.
Впервые об успешном лечении кровью упоминается в рукописном грузинском лечебнике XVI века. В Грузии в XVI веке для остановки кровотечения прикладывали к ране теплую свернувшуюся кровь коровы.
Первое дошедшее до нас описание переливания крови относится к XVI веку. Его попытался сделать молодой ватиканский врач, чтобы восстановить угасающие силы папы Иннокентия XIII. К началу XVII века уже есть сведения об использовании переливания крови в качестве омолаживающего средства.
Второй этап начался с открытия в 1628 году выдающимся английским врачом У.Гарвеем закона кровообращения, длился до 1900 года, когда были установлены группы крови. В 1639 году лондонский богослов Поттер, наблюдая за движением крови по сосудам во время одного из опытов У.Гарвея, высказал мысль о возможности переливания крови одного животного другому.
В 1666 году в Королевском обществе в Лондоне обсуждался доклад выдающегося анатома и физиолога Р.Лоуэра. Он первый с успехом произвел опыт с переливанием крови на собаках. Ему также принадлежит приоритет в применении внутривенного вливания растворов животным.
Первое в истории успешное переливание крови человеку было произведено в 1667 году во Франции. Профессор математики, философии и медицины Ж.Денис и хирург Эммерец перелили 9 унций крови ягненка душевнобольному шестнадцатилетнему юноше, ослабленному после кровопусканий. Однако последующие неудачно произведенные переливания крови от животных человеку привели к запрещению этого метода и к мысли о рациональности использования только человеческой крови.
В 1819 году было произведено первое переливание крови от человека человеку. Его сделал английский физиолог и акушер Бланделл. Он же предложил первый в истории медицины аппарат для переливания крови. Всего ученым и его сотрудниками было сделано 11 гемотрансфузий, но не все они прошли успешно. В некоторых случаях у больных наступало беспокойство, подергивание век и губ. В таких случаях Бланделл прекращал переливание и брал кровь от другого человека. Первое упоминание о переливании крови в русской медицинской литературе относится к 1787 году и принадлежит профессору кронштадтского врачебного училища Матвею Пэкэну. В 1830 году профессор медико-хирургической академии в Петербурге С.Ф.Хотовицкий опубликовал первую работу по переливанию крови на русском языке.
В последней четверти XIX века переливание крови в клинической практике применяли крайне редко из-за серьезных осложнений, которые были вызваны незнанием законов совместимости крови и неумением предотвращать ее свертывание во время переливания.
Третий этап длился с 1900 по 1925 год и был связан с развитием учения о групповых свойствах крови. Ученым удалось найти причины неудач в переливании крови и разработать меры их предупреждения. В 1900 году венский бактериолог К.Ландштейнер обратил внимание, что сыворотка крови (жидкость в ее составе) человека в одних случаях склеивает красные кровяные тельца (эритроциты) другого человека, а в других — нет. Этот факт был подтвержден в 1901 году. Таким образом, люди были дифференцированы по свойствам крови, что впоследствии позволило осуществить ее подбор для переливания и предотвратить осложнения, вызванные несовместимостью различных групп крови.
Другое важное открытие было сделано в 1914—1915 гг., когда в России, Бельгии, Аргентине и США почти одновременно возникло предложение использовать цитрат натрия для предотвращения свертывания крови при переливании. В связи с открытием групп крови и использованием цитрата натрия интерес к переливанию крови значительно возрос.
После Великой Октябрьской социалистической революции метод переливания крови в нашей стране распространился с исключительной быстротой. 20 июня 1919 г. в Петрограде в клинике Военно-медицинской академии видный хирург В.Н.Шамов в присутствии профессора С.П.Федорова произвел первое совместимое переливание крови. В этом же году В.Н.Шамов и Н.Н.Еланский обследовали на групповую принадлежность кровь более 500 человек. В 1921 г. были получены стандартные сыворотки для определения групп крови.
По мере внедрения метода переливания крови в практику возникли новые неотложные вопросы: можно ли консервировать донорскую кровь; каковы показания и противопоказания к переливанию; каким должно быть техническое оснащение процесса выполнения гемотрансфузий. Таким образом, назрела необходимость создания научно-методического центра по изучению всех этих проблем.
Четвертый этап начался в 1925 году и продолжался по июнь 1941 года. По решению правительства 1 марта 1926 года в Москве был открыт первый в мире Институт переливания крови под руководством профессора А.А.Богданова. Впоследствии он стал называться ЦНИИ гематологии и переливания крови Министерства здравоохранения СССР. С 1930 года в течение 30 лет этим институтом руководил действительный член Академии медицинских наук СССР профессор А.А.Багдасаров. Институт сыграл важную роль в развитии советской гематологической науки и широком внедрении метода переливания крови в медицинскую практику.
В 1931 году в Ленинграде была создана станция переливания крови, реорганизованная потом в Ленинградский НИИ гематологии и переливания крови. В 1932 году А.Н.Филатовым и Н.Г.Карташевским был впервые в мире разработан способ консервирования сыворотки и плазмы крови, а также метод заготовки сухой плазмы.
Позже были открыты институты и станции переливания крови во многих столицах союзных республик и больших городах СССР. Благодаря этому уже с 1935 года советские врачи стали повсеместно применять переливание крови не только при хирургических операциях, но и для лечения многих заболеваний. В 1936 году в стране было проведено 22 тыс. гемотрансфузий, а в течение последующих 5 лет число их возросло в 10 раз.
Пятый этап — это время Второй мировой войны. В эти годы в большинстве стран Европы и Америки методы переливания крови и служба крови развивались быстрыми темпами. В десятки и сотни раз увеличились заготовка крови, масштабы ее применения, шли поиски новых методов консервирования, проверялись на практике различные варианты организации службы крови.
С июня 1941 г. служба крови была переведена на военное положение. Главными учреждениями массовой заготовки крови в начальный период войны стали Центральный научно-исследовательский институт гематологии и переливания крови в Москве и Ленинградский институт переливания крови. Исключительно трудные условия для учреждений службы крови сложились в 1941—1942 гг. в блокированном фашистскими захватчиками Ленинграде. Институт переливания крови подвергался интенсивным бомбежкам и артобстрелам.
Так, 8 сентября 1941 г. на крышу института было сброшено 10 зажигательных бомб. Иногда в течение дня поблизости разрывалось более 25 снарядов крупного калибра. Трехэтажный корпус института был поврежден, прекратилась подача электроэнергии, не хватало флаконов, стерильного материала, бинтов, марли, воды (ее приносили с Невы) для нормальной работы, но институт продолжал свою деятельность. Его героический коллектив оборудовал подвальные помещения и там проводил ежедневную заготовку крови. Работая в блокированном городе, институт безотказно обеспечивал фронт консервированной кровью. Было отправлено 40 тыс. изотермических ящиков с кровью (это 150 товарных вагонов, или 5 железнодорожных эшелонов).
Железное кольцо блокады все теснее сжималось вокруг города. Многие доноры погибали во время обстрелов у дверей института, но ленинградцы по-прежнему отдавали свою кровь. Тысячи добровольцев-доноров без вызова приходили в институт. На фронт направляли кровь 22 станции, которые увеличили свои производственные мощности по сравнению с мирным временем в 50 раз! Деньги, предназначенные для оплаты за отданную кровь, передавались в фонд обороны. Эскадрилья самолетов под названием “Ленинградский донор” была построена именно на эти средства.
В 1943 г. народным комиссаром здравоохранения было принято решение организовать передвижные станции переливания крови (СПК) для каждого фронта. Прототипом этих станций явилась Смоленская областная СПК, которая перемещалась вместе с Западным фронтом. В 1943 г. было сформировано 10 таких передвижных станций. Исходя из опыта работы во фронтовой обстановке, П.И.Покровским, А.К.Киселевым и другими учеными был разработан двухэтапный метод заготовки крови, который в настоящее время является практической основой консервирования крови.
В период войны действующая армия получила свыше 1,7 млн. л консервированной крови. В тылу страны активными донорами стали более 5,5 млн. человек.
За огромный вклад, который по праву можно считать прочным фундаментом для новых, еще больших достижений в области гематологии и переливания крови, Центральный научно-исследовательский институт гематологии и переливания крови и Свердловская областная станция переливания крови были удостоены высоких правительственных наград.
Шестой этап — послевоенный — начался в 1945 году и продолжается до настоящего времени. Переливание и служба крови в Советском Союзе и за рубежом развиваются невиданными ранее темпами. Увеличение потребности лечебных учреждений в консервированной крови и ее препаратах, успехи хирургии и терапии, достижения в области гематологии — все это способствовало быстрому развитию теории и практики переливания крови в послевоенный период. Мир ощутил нехватку цельной донорской крови. Возникла необходимость в безвозмездных донорах. В 1957 году инициировали это движение Ленинград и Москва.
Наряду с переливанием цельной крови в клинической практике все большее применение находят препараты и компоненты крови, созданы аппараты искусственного кровообращения, разработана методика получения белков плазмы для создания лекарственных средств направленного действия.
Метод консервирования крови при ультранизких температурах позволил внедрить в практику длительное хранение замороженной крови. Переливание крови осуществляется все более совершенными техническими средствами и аппаратами, обеспечивающими абсолютную безопасность трансфузионной терапии и ее удобство в условиях любого лечебного учреждения. Служба крови сегодня имеет мощную материально-техническую базу — сеть институтов, станций, отделений переливания крови. И высококлассных специалистов.