28-летний Андрей на днях выписался из Боткинской больницы, куда 5 ноября загремел со свиным гриппом. Сейчас он дома, на больничном, и его жизни уже ничто не угрожает. Андрей заболел еще 1 ноября. Высокая температура свалила его с ног, когда он вместе с беременной женой и двумя детьми — шестилетней Сашей и двухгодовалой Асей — прибыл в Финляндию. Семья планировала провести несколько незабываемых дней в отеле с аквапарком города Турку. Но аквапарка Андрей так и не увидел.
— Температура подскочила выше 39. Было очень плохо. Я все время лежал в номере, — рассказывает Андрей. По его словам, он сразу понял, что его грипп — свиной: “Я был абсолютно уверен, что это он, так как примерно месяц назад уже переболел “простым”... Симптомы были те же: головная боль, ломота”.
Андрей признался, что еще во время первой болезни изучил всю доступную информацию об A/H1N1 и был морально готов к болезни.
— Мне не было страшно. Вот только переживал за жену и детей, — говорит он. Мужчина подозревает, что заразился в школе, когда приходил к дочке на праздник.
К финским врачам Андрей обращаться не стал. Пил жаропонижающее и таблетки ремантадина, которые были в дорожной аптечке. К 5 ноября — дню отъезда из Финляндии — ему стало чуть лучше. Границу семья преодолела без проблем. К удивлению Андрея, там никто состоянием здоровья проезжающих не интересовался.
Вечером в тот же день семья вернулась в Россию. А Андрея внезапно снова скрутило.
— Температура опять подскочила. Не сбивалась. Начался кашель, — жалуется он.
Перепуганная жена вызвала “скорую”. Врачи предположили, что у Андрея развилось воспаление легких, и настояли на госпитализации. По полису ДМС (добровольного медицинского страхования), который был оформлен у мужчины, его должны были отправить в платную клинику. Но пациента с таким диагнозом везде, кроме Боткинской больницы, брать отказывались.
По словам Андрея, в приемном покое кроме него было еще пять человек. Все с высоченной температурой и симптомами гриппа. Одного мужчину привезли прямо из аэропорта, где его сняли с самолета, летевшего из Египта в Мурманск с посадкой в Петербурге. Все сидящие в “приемнике” чувствовали себя очень плохо, некоторые были на грани обморока. Люди возмущались, но им все равно приходилось ждать очереди. По словам Андрея, в больницу его привезли в 11 часов вечера, а в палату он попал лишь к двум часам ночи. При этом медсестра сетовала: “Больных везут прямо толпами!”
Положительные результаты анализа на A/H1N1 пришли лишь на четвертый день. Андрею кололи антибиотики и ставили капельницы. В больнице “свиногриппозный” больной провел меньше пяти суток, 10 ноября его — все еще кашляющего — выписали на долечивание домой.
По его словам, паники ни среди пациентов, ни среди врачей он не заметил, хотя вокруг было много тяжелых больных.
Когда Андрей вернулся домой, его жизни уже ничто не угрожало. Но беспощадный вирус продолжал преследовать семью. На следующий день “скорая” увезла в больницу его младшую дочь Асю. Вместе с ней отправилась мама Антонина. Детские врачи действовали по той же схеме, что и взрослые: диагностировав ОРВИ и воспаление легких, отвезли беременную маму с малышкой в больницу №2 на Васильевском острове. Рентген показал, что у девочки бронхит. С таким диагнозом, по словам Антонины, их в эту клинику не взяли и перевезли в инфекционную больницу №3, объяснив, что домой ехать опасно, так как отек легких у маленьких детей порой развивается стремительно…
Однако в Третьей больнице “лишним” пациентам никто не обрадовался. По словам матери, им доходчиво объяснили, что врачей не хватает и вообще больница переполнена в два раза!
— С момента нашего поступления в палату ребенка никто не осматривал 26 часов! — переживает мама. — При этом нам постоянно подчеркивали, что бронхиты и пневмонии спокойно лечатся дома и мы можем в любой момент добровольно уйти отсюда “под расписку”.13 ноября Антонина забрала больную дочку из больницы.
— Меня просили написать в расписке, что я претензий не имею, — говорит женщина. Но у нее претензии к больнице были.
— У нас даже не было своего лечащего врача, в отделении его вообще не было! А 12 ноября нам один раз забыли дать лекарство, — вспоминает мама полученные “обиды”.
В расписке она так и написала, что отказывается от лечения “из-за отсутствия медицинской помощи”. Антонина также позвонила на “горячую линию” Комитета по здравоохранению и оставила свою жалобу там.
В настоящее время ее дочка Ася чувствует себя лучше. Папа и мама рады, что все закончилось благополучно. Они теперь знают, что свиной грипп вовсе не так страшен, как его малюют журналисты.
И того же мнения, похоже, придерживаются и медицинские работники. Антонина говорит, что во всей этой истории ее больше всего потрясло то, что ни одна из бригад “скорой помощи”, приезжавших к ним или перевозивших их из одной больницы в другую, не носила защитных масок!
“МК” в Питере” попытался узнать, какова ситуация в детской больнице №3, где лечилась маленькая Ася. Главврач Боткинской больницы Алексей Яковлев был краток и суров:
— В мире пандемия. Да, нам трудно. Но мы честно работаем и спасаем больных.
Эпидемия гриппа в столице, конечно, идет на спад. Но не всегда хвалить за это нужно медиков. Порой кажется, что некоторые из них работают, а точнее, бездействуют в пользу гриппа. Об этом свидетельствует история обратившейся в “МК” москвички Мирославы Юлис. Ее 13-летняя дочка в одночасье свалилась с высокой температурой, однако никто даже не подумал провести ей диагностику на вирус A/H1N1. Поэтому о том, что ребенок болен свиным гриппом, женщина узнала лишь по своей инициативе, сдав платные анализы.
По словам Мирославы Сергеевны, в один несчастный день у ее девочки резко поднялась температура (до 39,5), заболели мышцы, суставы, и прямо со школьных занятий она вынуждена была уйти домой. На следующий день мама вызвала участкового педиатра из поликлиники. Врач сразу же поставила ребенку диагноз ОРВИ и выписала противовирусный препарат анаферон и антибиотик сумамед.
— Назначения врача привели меня в шок. Я грамотная мама и знаю, что ни грипп, ни ОРВИ не лечат с первых дней антибиотиками. Поэтому стала сама давать своему ребенку гриппферон и оциллококцинум. Моя дочка во время визита врача заметила, что та была у нас дома ровно 4 минуты. Когда я спросила педиатра, не грипп ли это, она ответила: “Ну что вы, какой еще грипп?” — рассказывает Мирослава Сергеевна. — С тех пор из поликлиники мне даже никто не позвонил, чтобы узнать, как чувствует себя мой ребенок!
Через три дня, когда мама поняла, что температура не спадает, она вызвала такси и отвезла дочку в НИИ эпидемиологии, чтобы сдать платный анализ на свиной грипп. И этот диагноз подтвердился. Вся семья с первого дня заболевания девочки носила маски, дома проветривали помещение, делали постоянную влажную уборку — поэтому больше никто не заболел.
Мирослава Сергеевна позвонила заведующей поликлиникой и сообщила, что у ее ребенка свиной грипп. В поликлинике тут же потребовали данные анализов, но мама ответила, что местные врачи не имеют на них никакого права — не они их назначали, не они за них платили. Потом семье Юлис начали звонить отовсюду — из взрослой поликлиники, из Роспотребнадзора… В конечном итоге данные об этом случае свиного гриппа занесли в статистику. Но г-жа Юлис считает, что этого мало: в их школе с точно такими же симптомами болели многие дети, но местные врачи никого не направляли на анализы, а всем ставили диагноз ОРВИ. Когда Мирослава Сергеевна позвонила в Роспотребнадзор и спросила, почему не проводится бесплатная диагностика свиного гриппа, там ей ответили просто: не хватает диагностических материалов.
— У меня на работе два человека заболели, пошли сами сделать анализы — у них тоже оказался свиной грипп, — рассказывает Мирослава Сергеевна. — Почему мы должны делать такие анализы за свой счет?
Действительно, почему?
Комментарий педиатра из Научного центра здоровья детей РАМН:
— Антибиотики не показаны при вирусных инфекциях и не профилактируют присоединения вторичной инфекции. Если у ребенка просто держится температура и нет очагов инфекции, косвенно указывающих на осложнения течения заболевания (выделений из уха, признаков гайморита, сильной одышки, что может говорить о пневмонии), антибиотики не назначаются. Потому что антибиотики не лечат грипп и ОРВИ, для этого существуют противовирусные препараты. Однако, оставляя ребенка на дому, педиатр всегда рискует — а вдруг пациенту станет хуже? Я этого ребенка не видела и не знаю, какая там была ситуация. Но знаю, что многие для собственного успокоения выписывают детям антибиотики. Более того — этого требуют многие родители! Правильно ли поступила мама, заменив такое лечение на оциллококцинум и гриппферон? По этим препаратам в базе доказательной медицины нет сведений об их эффективности и безопасности.