Поколение “некст” поделится кровью

В Москве создают молодежное донорское движение

Еще несколько лет назад донорство среди молодежи считалось делом немодным и непрестижным. Сейчас, к счастью, все изменилось. Многие молодежные организации, включая политические, проводят показательные кроводачи. Недавно Молодежная палата при Мосгордуме презентовала свою программу развития донорского движения в среде поколения “некст”.

Нехватка донорской крови по-прежнему остается серьезной проблемой и для страны, и для Москвы. При необходимом минимуме 40—50 доноров на тысячу населения в нашей стране на 1000 человек приходится 13—14 доноров, а по Москве еще меньше — 8—9 человек.  

В переливании крови каждый год нуждаются 1,5 млн. человек. Теоретически донорами могут быть 10—15% населения, а в России ими являются только 1,6%. За последние годы на 23% сократилось количество первичных доноров, на 40,3% — иммунных доноров, на 44% — доноров клеток крови.  

Очень часто кровь требуется пострадавшим от ожогов и травм, при тяжелых родах или при проведении сложных операций, больным онкологическими заболеваниями. Так, в клиниках, где проводятся операции на сердце, на одно лечебное место необходимо 12—15 литров в год! Российские клиники обеспечены препаратами крови на 40% от нормы, а препаратами плазмы — на 10%. В значительной степени эту недостачу приходится покрывать приобретением препаратов крови и плазмы за рубежом.  

Недавно на заседании столичного правительства приводилась такая статистика: 64% россиян ни разу не сдавали кровь, 11% сдавали один раз, 17% — несколько раз, 8% делают это часто, 63% не хотят сдавать, 21% — только при определенных условиях, и лишь 1,6% жителей страны являются донорами. У 15% населения проблема донорства находит отклик. При этом в период с 2005 по 2008 год число первичных доноров в России сократилось на 23%. Потребность клинической медицины в препаратах крови удовлетворяется на 17—25% от нормативов ВОЗ. По данным Департамента здравоохранения, в Москве в настоящее время не удается полностью обеспечить лечебные учреждения компонентами и препаратами крови. В частности, нормы обеспечения эритроцитсодержащими средами в Москве выполняются на 81%, плазмой — на 67%, концентратом тромбоцитов — на 30%, альбумином — на 15%.  

“30% крови для москвичей мы вынуждены закупать в регионах, — говорит председатель Комиссии МГД по здравоохранению и охране общественного здоровья Людмила Стебенкова. — В советское время у нас было необходимое количество доноров — в лучшие времена 50 человек на тысячу населения. В 90-е количество доноров резко сократилось. За последние 10 лет число добровольных доноров снизилось с 4 миллионов до 1,8. А именно в добровольных донорах мы сегодня нуждаемся больше всего”.  

К тому же сегодня в донорском контингенте преобладают маргинальные слои населения, что не может не беспокоить. Здоровые люди не всегда хотят сдавать кровь — у них нет для этого мотивации. “В западных странах, например, дать продлиться чужой жизни — большая честь. Пропаганда донорства как помощи ближнему — государственная политика, и стать донором очень почетно, — продолжает Людмила Стебенкова. — В США в среднем 60 доноров на тысячу населения, в странах ЕС — 40. Сегодня в Москве мы предлагаем программу по продвижению донорства в молодежной среде, нам в этом помогут столичные молодежные организации”.  

Программа “Мы с тобой одной крови” включает создание “Школы молодого донора” и команды доноров-агитаторов, которые будут работать в вузах, проведение оздоровительных лагерей, выпуск информационных материалов для вузов. Кроме того, ребята готовят различные акции и выставки, лекции и “круглые столы” в учебных заведениях. Предполагается, что о пользе донорства студентам и подросткам будут рассказывать не только медики, но и известные персоны. Планируется открыть специальный интернет-портал и “горячую линию”, а также создать серию обучающих фильмов и аудиокниг по проблемам донорства. Попутно планируется заниматься пропагандой здорового образа жизни и профилактикой негативных явлений в молодежной среде.

СПРАВКА "МК"  

За последние несколько лет трансфузиология претерпела значительные изменения. Доказано преимущество переливания компонентов крови по сравнению с цельной кровью. При переливании цельной крови реципиент получает помимо необходимых ему компонентов (например, эритроцитов) функционально незрелые тромбоциты и лейкоциты, иммуноагрессивные лимфоциты, антитела и антигены, которые могут явиться причиной посттрансфузионных реакций и осложнений. Переливание цельной крови может привести к осложнениям при беременности, затруднить дальнейшее эффективное переливание других компонентов крови. Все это заставило пересмотреть отношение к переливанию крови и выдвинуть новые подходы к трансфузионной терапии, основанные на принципе возмещения конкретных, недостающих организму компонентов крови при той или иной патологии. Поэтому, по мнению чиновников здравоохранения, настала пора пропагандировать донорство отдельных компонентов крови: донорство тромбоцитов, донорство плазмы, донорство эритроцитов, чтобы от одного донора получать необходимые компоненты крови в терапевтической дозе. Современные технологии это позволяют. Тем более что в 99,8% случаев переливается не цельная кровь, а ее компоненты. В среднем 3 донора цельной крови обеспечивают переливание 1 реципиенту. 1 донор компонента (тромбоцитаферез) крови может обеспечить 3 реципиентов.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру