Ученые раскрыли механизм выживания ВИЧ в клетках человека

Исследователи из Университета Питтсбурга в США обнаружили новый механизм выживания вируса иммунодефицита человека в человеческих клетках. Результаты исследования опубликовал журнал Science Signaling.

Оказалось, что вирусный белок Nef перенаправляет работу клеточных ферментов, которые выполняют важные сигнальные функции.

Этот белок кодируется РНК-геномом вирусов ВИЧ-1 и вирусом иммунодефицита обезьян SIV. Nef вызывает активацию тирозинкиназ — ферментов, которые являются посредниками множества сигнальных реакций.

Например, семейство тирозинкиназ Tec принимает участие во внутриклеточной передаче сигналов от молекул, находящихся на поверхности клетки. Среди них - цитокиновые рецепторы, антигены в лейкоцитах, интегрины, а также рецепторы, связанные с G-белком.

Поверхностные молекулы связываются с внешними сигнальными веществами, в том числе с потенциальными патогенами и передают сигнал внутрь клетки, тем самым, изменяя ее активность.

Тирозинкиназы делают свою работу, перенося фосфатную группу от энергетической молекулы аденозинтрифосфата — АТФ — к тирозиновым остаткам специфических белков, находящихся внутри клеток. И, таким образом, способствуют протеканию всевозможных биохимических реакций.

Исследователи института выяснили, что Nef регулирует активность Tec-тирозинкиназы Брутона (Btk) в миелоидных клетках способом, который ранее не был известен: помогает структурным изменениям фермента тем, что стабилизирует в нем межмолекулярный комплекс, образованный доменами SH3 и SH2.

Взаимодействия между SH3 и SH2 важны для правильного выполнения ферментом своих функций. А изменения, вызванные Nef, усиливают активность Btk, тем самым позволяя ВИЧ использовать его для собственных нужд.

Nef, как выяснилось, способен взаимодействовать и с тирозинкиназами из другого семейства, в том числе, участвующими в программировании смерти клетки.

Исследование показало, что вирусный белок может стать целью для потенциальных препаратов-ингибиторов, которые можно использовать для эффективного контроля ВИЧ у инфицированных вирусом людей.

Источник: Lenta.ru