Откуда опухоли растут?
— Надежда Ивановна, почему при всех усилиях, огромных финансовых вложениях в борьбу против рака груди во всем мире (современные технологии диагностики и лечения, скрининги, лекарства и пр.), в России в том числе, эта патология поражает все больше женщин? Причем, жертвами все чаще становятся молодые россиянки, даже не рожавшие. За последние 10 лет среди 15-44-летних — рост на 34%. В чем основные причины, на ваш профессиональный взгляд? Что не так?
— Проблема рака молочной железы сохраняет свою актуальность на протяжении многих десятилетий. А рост сегодня объясняется двумя факторами. Во-первых, стали чаще выявлять. Системный онкомаммоскрининг принес серьезные позитивные сдвиги не только в странах мирового сообщества, но и в России в сторону выявления более ранних форм рака — с 13% лет 30-40 назад до 72% в настоящее время. Это серьезно поменяло лечебную тактику с калечащих радикальных способов на органосберегающие реконструктивно-хирургические технологии. Грудь на ранних стадиях обнаружения злокачественной опухоли удается сохранить. Женщины перестали бояться идти к онкологам, активнее проходят маммографию. И зачастую рак молочной железы выявляется при проверочных обследованиях, т.е. когда женщины еще не отмечают никаких симптомов и нет клинических проявлений патологии.
Во-вторых, сохраняется множество факторов риска, предрасполагающих к развитию рака: неблагоприятная экологическая среда, психоэмоциональное перенапряжение, постоянные стрессы, приводящие к гормональному дисбалансу, наследственный рак, плюс избыточный вес у многих современниц, гинекологические заболевания, несвоевременное лечение доброкачественных новообразований молочной железы. Также среди причин, давно доказанных, — избыточное потребление алкоголя, курение, гиподинамия.
— Но многие их этих факторов, способствующих развитию злокачественных опухолей, были всегда. Может, есть какие-то особенности для роста «сегодняшнего» рака груди? И озабочено ли наше государство столь высокой смертностью россиянок от онкопатологий?
— Ни для кого не секрет: сегодня многие россиянки устремлены к карьерному росту, а не к выполнению своих природных репродуктивных функций. Откладывают рождение детей «на потом» или не рожают вовсе. Не все хотят кормить своих детей грудью, что тоже негативно влияет на молочные железы. А не рожавшие женщины в большей степени подвержены риску появления новообразований в груди. Все это сдерживает возможности современной медицины по предотвращению развития рака.
Справка «МК». По статистике, риск развития рака груди наименьший у женщин, рожающих детей в 18-19 лет, и в 3 раза выше у рожающих после 30-40 лет. Согласно международным исследованиям, происходит это потому, что во время беременности в организме женщины средних лет (особенно старше 40) происходят гормональные изменения. Повышается риск многих заболеваний, в том числе рака. Поэтому всем женщинам после 40 лет специалисты советуют периодически, хотя бы раз в два года, наведываться к специалисту и проводить маммографию.
— А что касается отношения нашего государства к высокой смертности россиянок от рака груди, то приоритетом российского, как и советского здравоохранения, была и остается профилактика. Есть специально разработанные программы по борьбе с факторами риска. В национальных руководствах по маммологии и в просветительских брошюрах для женщин — конкретные рекомендации. Определен и диагностический маршрут диспансеризации, обязывающий женщин старше 40 лет проходить маммографию. Нужны и более согласованные действия врачей разных специальностей, занимающихся патологией молочных желез и репродукцией российских женщин.
— Но на Западе сегодня многие озабочены совсем другим: не разделяют людей по полу. По сути, отрицают женскую природу, мягко говоря...
— Отрицание особенностей мужского и женского пола абсурдно. Думаю, будет уместным сказать о силе природы и неизбежности течения всех природных явлений, которые определяют саму суть жизни на планете, — силу любви мужчины и женщины, рождение детей и продолжение жизни на Земле. Приведу лишь два примера: пациентка 60 лет долгое время наблюдалась у маммолога с жировой инволюцией молочных желез. И вдруг при очередном контрольном обследовании у нее на маммограммах в молочных железах появились плотные структуры, характерные для более молодых женщин, способных кормить грудью. При выяснении причин оказалось, что возрастная дама... влюблена. И это привело к развитию структур, которые характерны для молодой женщины. Сходная ситуация была еще с одной моей пациенткой. Это своеобразный ответ пропагандирующим однополые браки, в которых не может быть совместных детей. И тем, кто не верит в силу природы, в силу необходимости продолжения рода людского. Это выше человеческих желаний и возможностей.
«Рентгеновская маммография — золотой стандарт»
— Надежда Ивановна, есть ли сегодня в России какие-то новые диагностические технологии (кроме давно известных УЗИ, рентгена), которые помогали бы обнаруживать злокачественные новообразования в груди у женщин на самой ранней стадии? Что дает наилучший результат? И можно ли распознать опухоль на этапе предрака?
— Золотым стандартом выявления всех известных вариантов непальпируемого рака и других заболеваний молочных желез является рентгеновская маммография. Однако метод имеет некоторые ограничения при высокой так называемой маммографической плотности при развитой железистой ткани или выраженной фиброзной форме мастопатии. В таких случаях показано УЗИ. Для уточнения диагноза, для оценки распространенности процесса и в других сложных ситуациях используется МРТ молочных желез с контрастированием.
Сегодня медицина активно переходит на электронные технологии, в том числе и в маммологии. Уже начинают работать модели искусственного интеллекта для повышения эффективности онкомаммоскрининга, акцентирования внимания врача на патологический участок, внедряются гибридные лучевые методы диагностики, такие как однофотонная эмиссионная компьютерная томография с рентгеновской компьютерной томографией, позволяющие, с одной стороны, увидеть патологический очаг в груди, с другой — оценить его активность. Как всегда не стоят на месте и развиваются ультразвуковые технологии, помогающие получить более точный диагноз.
— И что это дает врачу, пациентам?
— Врач при онкомаммоскрининге может наряду с выявлением рака распознать и доброкачественные заболевания. А для пациентов, в частности, при фиброаденомах, альтернативой хирургическому лечению служит стационарзамещающая технология — вакуумная аспирационная биопсия под контролем УЗИ. Причем, выполняется она в амбулаторных условиях. При кистах вместо хирургического удаления используется склеротерапия, позволяющая избавить женщину от кисты минимально травмирующим путем, с помощью озоно-кислородной смеси.
Также для точности диагностики развиваются новые междисциплинарные направления, в частности, радиогеномика. Позволяет предположить фенотип (молекулярный подтип опухоли) на долечебном этапе по комплексу признаков медицинской визуализации от разных лучевых методов диагностики. И расширяет диагностический алгоритм, дополняя его многопанельным генетическим исследованием. В результате уточняется степень риска рецидива рака, что делает более адекватным выбор лечебной тактики.
— Насколько в России прижился скрининг? Везде ли есть возможность пройти такое профилактическое обследование? И чем еще можно мотивировать россиянок, чтобы они не откладывали визит к специалисту?
— Как известно, в 2013 году (после 30-летнего перерыва) в нашей стране вернулась диспансеризация. Сегодня она отличается тем, что направлена не просто на раннее выявление рака разных локализаций, а включает понятие скрининг. При этом потоки женщин подразделяются на бессимптомных и с наличием жалоб, они по-разному и обследуются. Правда, в последнее время все чаще от зарубежных коллег звучит мнение, что скрининг рака молочной железы себя не оправдал и его стоит отменить. Это вызывает полное недоумение и наводит на мысль. что здесь лоббируются интересы фармкомпаний, реализующих дорогостоящие химиопрепараты, оборудование для лучевой терапии и др.
Справка «МК». В России скрининг рака молочной железы проводится бесплатно всем женщинам в возрасте от 40 до 75 лет 1 раз в 2 года. Главный показатель эффективности — охват как можно большего числа женского населения.
— С какого возраста девушке надо начинать проходить обследование груди?
— Учитывая рост заболеваемости раком молодых женщин, уже с 19 надо посещать гинеколога. Врач предложит клиническое обследование, уточнит факторы риска. При отсутствии жалоб и отклонений женщина придет на очередное обследование через 2 года. При наличии факторов риска — ее направят на УЗИ и в школу здоровья. А если обнаружат патологию, то, независимо от возраста, ее направят на рентгеновскую маммографию, поскольку только этот метод выявляет все известные варианты рака, а также на УЗИ, учитывая высокую маммографическую плотность при развитой железистой ткани.
«Метастазы — не приговор: сейчас все лечится»
— Сегодня рак — уже не приговор. Так считается. Надежда Ивановна, какие лечебные технологии, кроме химии и операций, считаются сейчас эффективными при избавлении от злокачественных опухолей в груди? В каких случаях применяются щадящие методики?
— В настоящее время лечение назначается в зависимости от молекулярного подтипа опухоли. Каждый из этих подтипов имеет разную биологическую характеристику, разную степень злокачественности и степень риска рецидива. Исходя из этого, разработаны международные протоколы лечения, включающие многообразные варианты органосберегающего хирургического лечения. В нашей стране используется не только химиотерапия, но и таргетное лечение, гормонотерапия, иммунотерапия, высокоточная конформная лучевая терапия (техника дистанционной лучевой терапии высокой точности). Лечение подбирается с учетом индивидуальных особенностей и предпочтений пациентки, поскольку настоящая медицина нацелена на тесное взаимодействие и доверительные отношения врача и больного.
— Метастазы — это «верная» смерть? Или есть спасение?
— Метастазы — не приговор: сегодня все лечится. Но... Лечение будет более надежным и менее обременительным для пациентки, если она вовремя, на ранней стадии проявления болезни, придет к врачу.
Любопытна информация по диспансеризации. Безоговорочным подтверждением необходимости ее продолжения являются данные статистики в постпандемийный период. К примеру, французские специалисты после ограничений во время пандемии стали на 30% чаще выявлять 3 и 4 стадии рака, а частота метастазирования в лимфатические узлы в этой стране выросла на 64%. В России после двух лет пандемии число выявленных ранних стадий рака практически осталось на прежнем уровне, но чаще стали выявлять вторую стадию вместо первой.
То есть, совершенно очевидно: отсутствие посещений врача приводит к запущенным формам рака.
А что касается методов лечения рака молочной железы, которые бы не были представлены в России, то таких нет. Более того, могу сказать что в некотором смысле мы находимся на передовой.
Советы маммолога Надежды Рожковой нашим читателям:
— регулярно посещать гинеколога, а в возрасте 40-75 лет раз в 2 года делать маммографию (согласно приказам Минздрава России);
— ежемесячно проводить самообследование груди (на 6-12 день цикла), а при наступлении менопаузы — регулярно;
— обратить внимание на изменение формы груди; насторожиться, если обнаружили изменение кожных покровов, если появились уплотнения в молочных железах или в подмышечной области;
— особенно внимательно осмотреть соски: нет ли из них каких-то выделений, не изменилась ли их форма, нет ли втягивания сосков и др.
— при любых изменениях обратиться к врачу, а если в семье у кого-то из ближайших родственников по женской линии был рак молочной железы, сдать кровь на ДНК-исследование, на мутации генов BRCA с более короткими интервалами между маммографиями.
Все довольно просто. Напомню еще раз основные факторы риска развития рака груди у женщин: возраст старше 40 лет, не было родов и грудного вскармливания, первые роды после 30 лет, аборты, гинекологические заболевания, наследственность. А еще — ранняя менструация (до 12 лет) и позднее наступление менопаузы (после 55 лет).
Дорогие читатели! Я желаю всем ответственно относиться к своему здоровью, выполнять назначения врача и жить с позитивным восприятием жизни. Влюбляться и помнить, что ничего лучше природа пока не придумала.