Вы заходите в комнату, но не можете вспомнить, зачем вы пришли. Или вы встречаете старого знакомого на работе и не можете вспомнить его имя. У многих из нас случаются такие кратковременные провалы в памяти, но в среднем возрасте они могут стать более зловещими. Могут ли они быть признаком надвигающейся деменции?
Но, как говорят эксперты, не только можно улучшить память, но и даже некоторые случаи болезни Альцгеймера можно предотвратить, пишет The Guardian.
Нейробиолог доктор Ричард Рестак в прошлом был президентом Американской нейропсихиатрической ассоциации и написал более 20 книг о человеческом мозге. Его последняя книга «Полное руководство по памяти: наука укрепления вашего разума» посвящена великому невысказанному страху, что каждый раз, когда вы не можете вспомнить, куда положили очки для чтения, это является признаком надвигающейся катастрофы. Провалы в памяти, пишет он, являются самой распространенной жалобой людей старше 55 лет, с которыми они обращаются к своим врачам, хотя многое из того, что они описывают, не вызывает беспокойства.
Например, выйдя из магазина и не в силах вспомнить, где вы оставили машину, это совершенно нормально: скорее всего, вы просто не концентрировались, когда парковались, и поэтому местоположение автомобиля не было должным образом закодировано в вашем мозгу. Если вы забыли, ради чего вы пришли в комнату, это, вероятно, просто признак того, что вы заняты и отвлечены другими делами, говорит 80-летний Рестак.
«Большинство этих погрешностей «потери памяти» — это погрешности невнимательности», – говорит эксперт.
Но что если вы забудете, где оставили ключи от машины, и в конце концов найдете их в холодильнике? «Часто это первый признак чего-то серьезного — вы открываете дверцу холодильника, а внутри газета или ключи от машины. Это немного выше забывчивости».
Память действительно бывает разной, указывает доктор Рестак, и некоторые люди всегда были рассеянными. Но настоящий красный флаг — это изменение, которое кажется нехарактерным. Если вы заядлый игрок в карты, который гордится тем, что всегда отслеживает, какие карты были сыграны, и вдруг понимаете, что больше не можете этого делать, возможно, стоит изучить этот вопрос. Точно так же Рестак заметил, что многие пациенты на ранних стадиях деменции перестают читать художественную литературу, потому что слишком сложно вспомнить, что персонаж сказал или сделал несколькими главами ранее.
Рестак и его жена в настоящее время читают «Графа Монте-Кристо» Александра Дюма, в котором задействован сложный и разросшийся состав персонажей: «Это упражнение в том, чтобы следить за персонажами, не переходя назад с одной страницы на другую».
Отслеживание вымышленных сюжетов — это упражнение рабочей памяти, в отличие от кратковременной памяти (временное запоминание чего-то вроде телефонного номера, который можно спокойно забыть в ту же минуту, как вы его набрали), или эпизодической памяти, которая охватывает такие вещи, как воспоминания о детстве. Рабочая память — это то, что мы используем, чтобы «работать с имеющейся у нас информацией», — говорит Рестак, — и именно ей мы все должны отдавать приоритет».
Книга Рестака полна лайфхаков и идей для оттачивания памяти, часто связанных с созданием ярких визуальных образов для вещей, которые вы хотите запомнить. Он держит в голове мысленную карту своего района, включая визуально знакомые ориентиры — свой дом, местную библиотеку, ресторан, в который он часто ходит, — и для каждого пункта в списке, который он хочет запомнить, он создаст запоминающийся визуальный образ.
Например, чтобы не забыть купить позже молоко, хлеб и кофе, он может представить, как его дом превращается в пакет молока, библиотека полна хлеба, а не книг, и гигантская чашка кофе выплескивается из ресторана.
Книга также затрагивает более широкие советы по образу жизни. Недавнее исследование, проведенное комиссией журнала Lancet по деменции, показало, что до 40% случаев болезни Альцгеймера можно предотвратить или отсрочить — так же, как болезни сердца и многие виды рака — путем ограничения 12 факторов риска, от курения до ожирения и чрезмерного употребления алкоголя.
Рестак советует своим пациентам отказаться от алкоголя не позднее 70 лет. Он пишет, что после 65 у вас обычно меньше нейронов мозга, чем когда вы были моложе, так зачем рисковать ими? «Алкоголь — очень, очень слабый нейротоксин — он вреден для нервных клеток».
Доктор Рестак также является сторонником короткого дневного сна, так как достаточное количество сна помогает работе мозга (что может помочь объяснить, почему лишенные сна молодые матери и женщины в менопаузе, страдающие от ночного потоотделения и бессонницы, часто жалуются на туман в голове).
Что еще более неожиданно, он рекомендует срочно решать проблемы со слухом или зрением, потому что они мешают участвовать в разговорах и заниматься хобби, которые заставляют работать шестеренки в мозгу. «У вас должен быть определенный уровень зрения, чтобы читать комфортно, а если его нет, вы будете читать меньше. В результате вы будете меньше учиться и станете менее интересным человеком для других людей. Все эти вещи действительно сводятся к социализации, которая является наиболее важной частью предотвращения болезни Альцгеймера и деменции, а также сохранения вашей памяти».
Эксперт утверждает, что оттачивание памяти может предотвратить болезнь Альцгеймера. «Никто не может гарантировать, что кто-то еще не заболеет деменцией. Возьмите кого-нибудь вроде Айрис Мердок (покойная писательница, которая страдала от этого заболевания) — наверное, во всей Европе нет более блестящей женщины, так что это показывает, что это может случиться. Но я сравниваю это с вождением автомобиля: вы не можете гарантировать, что не попадете в аварию, но, пристегнув ремень безопасности, проверяя скорость и поддерживая машину в исправном состоянии, вы можете уменьшить свои шансы попасть в беду».
И даже после того, как наступила потеря памяти, не всегда слишком поздно помочь людям сохранить то, что осталось. У одного невролога, которого знает Рестак, было два пациента, которые «не знали, где они и какой сегодня день», но все же могли прилично сыграть в бридж. Если у кого-то, кого вы любите, болезнь Альцгеймера, говорит Рестак, не расстраивайте его, постоянно критикуя ошибки или провалы в памяти; вместо этого воспринимайте их такими, какие они сейчас есть.
«Чем они еще интересуются? Говорите об этом, работайте с этим, потому что многие вещи остаются в пределах нормы даже при деменции, — советует эксперт. – Вы не просто смотрите на это как на безнадежную ситуацию, хотя это очень расстраивает и очень грустно. Там, где остается проблеск памяти, возможно, есть надежда».