В предпоследний день мая стало известно, что в Нигерии, где зафиксировано более 20 случаев заражения, один из заболевших скончался. Это первый в 2022 году летальный исход от оспы обезьян.
В других странах обходится без смертей от вируса, но количество инфицированных в процентном измерении растет весьма быстро. Во Франции, где еще 20 мая был подтвержден лишь один случай заражения, уже почти 20 заболевших, в Германии — еще больше.
Первые пациенты с официальным диагнозом госпитализированы в последние дни весны на Мальте и в Мексике; в ночь на 1 июня вирус впервые выявлен в Венгрии и в Норвегии — у одного человека в каждой из стран. А в Испании, раньше других столкнувшейся со вспышкой обезьяньей оспы, всего за сутки количество заболевших перевалило психологическую отметку в сто человек.
Несмотря на ежедневные международные консультации, как на уровнях профильных ведомств, так и среди руководителей стран, общая стратегия борьбы с угрозой до сих пор не выработана. Испанские медики лишь с будущей недели начнут централизованное массовое тестирование. Французские медучреждения предлагают профилактические прививки, эффективность которых многие ставят под сомнение.
Великобритания, где количество заболевших измеряется десятками, уже неоднократно заявляла о готовности использовать самой и предоставить партнерам вакцину от натуральной (или черной) оспы. Проблема в том, что эти препараты, утратившие актуальность после победы над заразой в прошлом веке, сейчас надо заново лицензировать для использования. А это уже проблема не столько научная, сколько техническая и юридическая. Так, например, в некоторых государствах предлагаемые Лондоном препараты вообще неизвестны, соответственно их придется перед использованием протестировать крайне тщательно, а это займет времени немногим меньше, чем разработка нового лекарства, отмечают скептики.
В качестве действенных мер противостояния по-прежнему называют тактику так называемой "кольцевой вакцинации", то есть, проще говоря — прививания всех, кто общался с зараженным. Медики указывают, что в этом смысле мог бы помочь и недавний опыт преодоления пандемии COVID-19, например, по части добровольной или принудительной изоляции. Проблема в том, что уставшие от коронавирусного простоя государства, напротив, отказываются от и без того ранее ослабленных карантинных мер.
В частности, с 1 июня Италия, Кипр и Турция отменили прежде обязательное требование к туристам иметь при себе сертификат о вакцинации или свежий отрицательный результат ПЦР-теста. С учетом старта туристического сезона подобные послабления понятны и ожидаемы, но и риск нового витка пандемии также реален. Тем более, что при отсутствии ухудшения эпидемиологических показателей и другие государства готовы последовать этому примеру. Таиланд, например, объявил об отмене карантина для приезжих (хотя сертификат о прививке все же необходим), а Япония удвоила "квоту" на количество гостей страны — до 20 тысяч человек в сутки — которым "ковидные сертификаты" не нужны.
Специалисты Всемирной организации здравоохранения крайне сдержанно оценивают такие смелые шаги, но повлиять на национальную политику каждой стране не могут: государственные ведомства осознают, что лето предоставляет редкую возможность за счет туризма хоть как-то оживить экономику. Однако с учетом активных мутаций коронавируса (а каждый новый его штамм демонстрирует все более высокую скорость распространения) и параллельной ему теперь обезьяньей оспы возникает риск того, что медикам вскоре придется вести борьбу на два фронта. "Мы только недавно вышли из состояния аврала, когда не хватало персонала для ковидных больных. Если они "вернутся" с теми, кто сейчас заболевает оспой, медсестры просто начнут увольняться", — цитирует британская пресса сотрудника "антивирусного" департамента NHS (Национальная служба здравоохранения Великобритании).