С конца февраля средний рост цен на рынке стоматологических услуг составил 30%. Некоторые клиники (главным образом, сетевые) пока цены не повышали, тогда как отдельные организации удвоили ценники.
Если говорить о рынке медицинских изделий в целом, то, хотя они и не попали под санкции де-юре, де-факто многие компании сами отказались от поставок в нашу страну. Например, американская компания 3М была одним из главных поставщиков стоматологических «девайсов» - композитных материалов, средств для эстетической косметологии и ортодонтии. Компания вела массу образовательных программ для стоматологов, проводила бесплатные лекции и семинары для практикующих врачей… И покинула наш рынок еще в начале марта.
Источник в Стоматологической ассоциации России, пожелавший остаться анонимным, рассказал обозревателю «МК», что доля импортных материалов в стоматологии составляет не менее 90%: «Во многих программах ДМС (дополнительного медицинского страхования — Авт.) есть отдельное условие о применении исключительно зарубежных материалов для лечения зубов, и даже в территориальных программах ОМС в некоторых регионах это упоминание тоже есть.
Вся реабилитационная часть: имплантология, протезирование - практически на 100 процентов «живет» на импортных материалах.
Все тяжелое оборудование в стоматологии сегодня — западное. Кресла стоматологические, машины, даже светильники производятся в Германии и Италии. Китай тоже есть, но очень немного.
Импланты делают Германия, Италия, Америка, Япония. Пломбы – Германия, Швейцария, Япония. Цемент для пломб и фиксации коронок – японский и немецкий».
В конце апреля в столице прошла очередная конференция Стоматологической ассоциации. Впервые на выставочных площадях практически не было стендов иностранных производителей. Многие просто отказались участвовать (их руководство приняло решение не финансировать в России рекламную и даже образовательную деятельность), а многие ушли с рынка.
Зато, как отмечают участники конференции, сильно активизировались отечественные производители. «Например, выставлялся один российский завод, который представил свою новую имплантационную систему. Там начинали с швейцарского сырья, но сейчас перешли на отечественное — оказалось, Чепецкий металлургический завод делает неплохой титан. Поэтому нельзя сказать, что рынок совсем опустеет, однако наша область будет пострадавшей, - рассказал «МК» врач-стоматолог Николай Шмелев. - Производство огромного разнообразия мелких деталей, которыми мы пользуемся, за пару месяцев не наладишь. Да и за пару лет — тоже».
Самый большой ущерб рынку нанесен с уходом крупных американских компаний. Европейские фирмы поначалу приостанавливали деятельность, но сейчас многие ее восстановили.
«Дело не столько в этом, сколько в огромных логистических трудностях: поставщики сталкиваются с препятствиями на границах, нет грузового транспорта, а какое-то оборудование попало в таможенные коды двойного назначения, то есть, считается, что оно может быть использовано в военных целях, а такое должно попадать под санкции», - рассказывает наш источник в Стоматологической ассоциации России.
Какие пломбы будем ставить
Пломбировочный материал — то, что волнует потребителей стоматологических услуг больше всего. Люди старшего поколения с ужасом вспоминают советские цементные пломбы уродующего зубы желтого цвета.
«Конечно, у нас есть свои производители пломбировочного материала, - отмечает наш информатор. - Но какое у него качество? Подумайте сами: если все страховые компании прописывали по условиям договоров страхования применение только импортных стоматологических материалов, о чем можно вообще говорить?»
Собеседник отмечает, что в стране предпринимаются попытки производить современные композиционные материалы, но, к сожалению, качество, физические и механические параметры оставляют желать лучшего. Не говоря уже об эстетических. Нашим производствам, мягко говоря, трудно конкурировать с ведущими брендами.
Есть проблемы и с оттискными массами, и с адгезивами, которыми современные пломбы приклеиваются к зубу. «У вас может быть самая лучшая в мире пломба, но если клей подкачает, она вывалится или спровоцирует рецидив кариеса», - продолжает эксперт.
По поводу отечественных брекет-систем он говорит словами Жванецкого: «Состав на пару тот же самый, но микроб почему-то с ним сотрудничает». Капы как альтернативу брекетам вроде как начали производить и в России, однако пока этот товар мало знаком практикующим врачам.
Замдиректора сети стоматологических клиник Эрмин Халимич отмечает, что видит некоторые подвижки в области импортозамещения: «Раньше вообще своего не было ничего, а сейчас боры, диски для полировки, антисептики для обработки стен и полов, маски, бахилы, хирургические халаты - все наше.
Основная проблема — импланты и все сопутствующие материалы, с ними связанные. И еще огромная проблема с анестетиками: мало того, что они специальным образом завозятся, для них нужна маркировка (в стоматологии только анестетики попадают под маркировку), так они еще и в цене выросли. И сегодня их просто мало.
Сегодня анестетики настолько ушли вперед, что новокаин давно никто не колет. Думаю, понадобится время, год или два, чтобы ситуация наладилась. Пока они легально появляются, мы их легально завозим и легально списываем. Что дальше будет — посмотрим».
По поводу российского пломбировочного материала Эрмин Халимич аккуратно говорит, что он хоть и есть, но его мало, и его приходится изучать и как-то приспосабливаться. «В целом на данный момент я не вижу, чтобы мне чего-то не хватало. Все, что надо, мы можем купить. Откуда это берется - не знаю».
Цены будут расти
Клиники, конечно, к грядущему кризису попытались подготовиться, как могли. Эксперты рынка рассказывают, как уже в конце февраля за неделю в Москве смели все, что было на складах. Большинство клиник сделали запасы на 3-6 месяцев. «Стоматология не имеет такого оборотного капитала, чтобы замораживать его в материалах слишком надолго. Понятно, что что-то появится в обход санкций, но это непременно скажется на цене и немедленно приведет к повышению цен на услуги.
Материалы на сегодня подорожали от 15% до более чем 100%, есть позиции, которые выросли в цене в 2-2,5 раза. В среднем рост цен составил процентов 30.
Но стоматологи и в девяностые каким-то чудесным образом получали материалы. Они точно что-то решат Но вопрос контроля качества и цены услуг остается актуальным. Однозначно следует ожидать роста цен», - говорит источник в Стоматологической ассоциации.
Эрмин Халимич отмечает: еще в конце февраля поставщики расходных материалов (а большинство из них производятся в США и Западной Европе) взвинтили цены. «Они говорили нам, что это западные партнеры диктуют такие условия, но склады были переполнены и не должно было быть паники.
Лично мы приостановили закупки, у нас были расходники на месяц. Через какое-то время стабилизировалось. То, что есть на складах, продается, основные поставщики регулируют цепочки. Я думаю, все поставки сохранятся.
Что будет с ценами, они не говорят, но понятно, что они вырастут. Надеюсь, не более чем на 10-15%. Сейчас во многих местах цены взвинчены высоко и неоправданно, но, если поискать, можно найти адекватные ценники и даже докризисные.
Я был очень возмущен, когда наши же российские дистрибьюторы массово пытались заработать деньги на своих же покупателях. Ну а некоторые клиники сегодня необоснованно повысили цены на услуги. Да, расходы увеличились, но не катастрофически. В основном повышают цены клиники-одиночки, сетевым проще их держать».
Некоторые стоматологи рассматривают в перспективе переход на китайские и корейские расходные материалы, хотя их качество сильно уступает европейскому и американскому.
«Мы сейчас очень ждем, когда запустится механизм параллельного импорта, - говорят эксперты рынка. - Ждем, когда обнародуют список товаров, которые можно будет поставлять не через официальных дилеров.
Уже около месяца как вышло распоряжение правительства об упрощенной ускоренной процедуре регистрации медизделий, но оно не может начать работать, пока не будет опубликован список товаров на сайте Росздравнадзора, которые попадают под действие приказа. Это хорошее решение, об упрощенной процедуре ввоза, просто списка товаров нет».
По данным Минздрава, сегодня по каждому направлению медицины с участием главных внештатных специалистов ведомства, представителей Минпромторга, Росздравнадзора и экспертов создано в общей сложности 20 рабочих групп. Они будут заниматься выявлением критически важных медизделий, определением потребности в них, а также разрабатывать меры, направленные на предотвращение дефектуры медизделий в случае ухода с рынка зарубежных производителей или импортеров. Кроме того, были приняты поправки в закон, обязывающие поставщиков и дистрибьюторов медизделий уведомлять регулятора об уходе с рынка не позднее, чем за шесть месяцев.
В конце марта 2022 года правительство также утвердило порядок ведения реестра единственных поставщиков лекарств и медицинских изделий, которые не имеют российских аналогов и изготовление которых осуществляется единственными производителями из иностранных государств, не вводивших в отношении России ограничительных мер.