Ученые из SAGE начинают с самого хорошего сценария: вакцины сохранят свою эффективность против новых вариантов коронавируса, которые, в свою очередь, не будут уже слишком тяжелыми или слишком заразными. Существующая сегодня терапия будет предотвращать случаи серьезных заболеваний, к тому же лекарства останутся эффективными. Сам же коронавирус будет напоминать о себе лишь во время незначительных сезонных вспышек.
Второй сценарий ученые назвали «основным оптимистическим». Он предполагает регулярное возникновение новых волн инфекции в связи с тем, что иммунитет будет ослабевать и (или) будут появляться новые варианты вируса. Будут хорошие и плохие годы в связи с тем, что некоторые варианты начнут вызывать более тяжелое течение болезни. Иммунитет защитит большинство людей, но препараты, использующиеся от COVID-19, все же начнут терять эффективность из-за выработки у вариантов-мутантов устойчивости к ним.
Третий сценарий — пессимистический. Он предполагает регулярные повторы разрушительных волн, которые начнут возникать в связи с непредсказуемым появлением новых вариантов вируса. Коллективный иммунитет и регулярно обновляемые вакцины продолжат защищать большинство, однако вирус выработает широкую устойчивость к противовирусным препаратам.
И наконец, самый плохой вариант включает высокие уровни передачи инфекции, незавершенную глобальную вакцинацию и передачу вируса среди животных, что в комплексе приведет к появлению агрессивных линий коронавируса, ряд из которых будет вызывать более тяжелое заболевание и невосприимчивость к вакцинам и лечению. На фоне этого будет расти количество долгосрочных тяжелых последствий инфекции.
Независимо от того, какой сценарий будет воплощен в жизнь в ближайшие месяцы, SAGE предполагает, что для достижения стабильного состояния потребуется значительное время (от 2 до 10 лет), а переходный этап, вероятно, будет «очень динамичным и непредсказуемым». «Я думаю, что нужно готовиться к сочетанию 3-го и 4-го сценариев пандемии, — считает врач лабораторной диагностики, ведущий эксперт ассоциации «МедЛабЭксперт» Александр Соловьев. — Нам должно сильно повезти, чтобы верным оказался первый или хотя бы второй сценарий. Я больше верю научным фактам, чем уверениям в скором завершении пандемии и легкости нового варианта, на котором все должно закончиться. Полагаться на свою удачу вряд ли будет выигрышной стратегией. Пандемия далека от завершения».
Тем временем ВОЗ, которая оптимистично намерена в 2022 году выйти из чрезвычайной фазы пандемии, описала три возможных сценария развития пандемии на ближайшие 12 месяцев. При первом, который организация считает самым реалистичным, вирус будет эволюционно развиваться, сдерживать его распространение вряд ли получится успешно, однако есть шанс сделать его менее тяжелым за счет широкомасштабного введения вакцинации. Тяжесть заболевания со временем значительно снизится, что приведет к постепенному снижению тяжести вспышек. Второй сценарий выглядит научной фантастикой: вирус будет становиться все более легким, поэтому даже не будет необходимости в разработке новых вакцин.
Ну а третий вариант выглядит самым мрачным, коротко его можно сформулировать как «мы все умрем». Точнее — человечество так и не сможет контролировать распространение коронавируса, течение заболевания будет постепенно ухудшаться, и в конечном итоге вирус серьезно проредит население Земли. Этот сценарий предполагает появление принципиально нового вируса SARS-CoV-2, который может стать мутацией предыдущего варианта, следствием рекомбинации (то есть когда человек заразится сразу двумя разными вариантами коронавируса, что приведет к их «скрещиванию» и появлению кого-то третьего, такого как «Дельтакрон», который уже обнаружили). «Этот сценарий фактически будет перезагрузкой, и он должен рассматриваться как фоновая угроза», — отмечают в отчете ВОЗ. Известный врач-терапевт Алексей Водовозов считает именно этот сценарий самым вероятным в складывающихся условиях.
Одна из недавних научных работ тем временем развенчала миф о том, что будущие варианты SARS-CoV-2 будут более мягкими и менее патогенными. «Тяжесть, связанная с будущими вариантами SARS-CoV-2, по своей сути непредсказуема», — говорится в ней. В другой работе ученые говорят, что количество возможных генетических мутаций коронавируса не ограничено.
Да и в мире все развивается явно не по оптимистическим сценариям. В Великобритании, Германии, Франции, Китае заболеваемость резко растет и достигает рекордных темпов. Например, во Франции ежедневно выявляется около 130 тысяч инфицированных, и только за последнюю неделю их прирост составил 43%. Рост госпитализаций происходит во всех возрастных группах, но в большей степени среди лиц моложе 20 лет и старше 70 лет. Врачи обращают внимание на то, что при распространении «Омикрона» (и ВА.1, и ВА.2 вариантов) на первый план выходит не клиника поражения органов дыхания, а клиника обострения или декомпенсации хронических заболеваний. В Финляндии ковидная смертность в группе 80+ выросла в 3 раза.
Эксперты не сомневаются в том, что России недолго осталось ждать новой волны. Так, Александр Соловьев полагает, что она случится уже в апреле–мае. Распространение ВА.2 варианта (известного как «Омикрон-2». — Авт.) в России, вероятно, приведет к очередному ухудшению ситуации в здравоохранении, росту госпитализаций в апреле–мае и росту смертности как непосредственно от COVID-19, так и от декомпенсации хронических заболеваний, вызванного COVID-19». Эксперты отмечают, что ситуация непосредственно в нашей стране будет усугубляться общей расслабленностью населения и отказом от соблюдения базовых антиковидных мер, низким охватом вакцинацией населения, в том числе групп риска (людей старше 60 лет), существенным снижением защиты против ВА.2 у людей, получивших вакцину более 4–6 месяцев назад и недоступностью эффективных средств профилактики тяжелых форм COVID-19 для людей из групп риска при раннем применении в случае инфицирования (паксловид, моноклональные антитела). Тем временем в мире уже появился «Омикрон ВА.3», который еще лучше убегает от иммунитета, чем ВА.1 и ВА.2. Нейтрализация BA.1, BA.2 и BA.3, по данным американских ученых, в 3,6, 4 и 6,4 раза менее эффективна, чем у уханьского варианта 2020 года.
«Пока отрицается наука, ковид будет продолжать свое шествие по планете, нарушая обычный ритм жизни и перегружая здравоохранение», — говорит Александр Соловьев.