Итак, нужно начать с того, что в нашей стране исторически не было развито производство фармацевтических субстанций. И хотя программа развития фармотрасли «Фарма-2020», которая потом трансформировалась в «Фарму-2030» предполагала массовое строительство таких заводов, в реальности их появилось в количестве «кот наплакал». По разным оценкам, страна производит от 15 до 20% необходимого ей фармсырья. То есть, зависимость нашей фармотрасли от импорта сырья составляет 80-85%.
Среди ввозимых в страну фармсубстанций доля европейских по тоннажу, по оценкам директора по развитию RNC Pharma Николая Беспалова, составляет около 20%. И примерно 77% ввозимых производных для таблеток и пилюль прибывают к нам из Индии и Китая (Китай при этом занимает примерно половину рынка).
- Сейчас начались сложности, связанные с логистикой поставок, - рассказывает Беспалов. - Сегодня контрагенты, работавшие раньше по долгосрочным контрактам, требуют предоплаты и дополнительного страхования ответственности за отправленный груз. Эта проблема стоит очень остро. В ближайшее время потихоньку будут исчерпываться запасы лекарств и субстанций, которые есть у производителей, а также препаратов, находящихся в товаропроводящей цепочке, а это автоматом выльется в необходимость новых поставок, которые пойдут с учетом нового курса доллара и евро. Большинство контрактов номинировано в валюте, поэтому цены будут автоматически пересчитаны. Цены и затраты вырастут на пропорциональную величину к снижению курса рубля. Кстати, цены на импортные субстанции за последние десять дней уже выросли на 30–35%,
Европа, которая поставляет к нам главным образом дорогие позиции фармсырья, по сути от поставок не отказывается - об остановках отгрузки товара пока никто не заявлял. Однако де факто поставки постепенно прекращаются. К тому же нашим производителям совершенно не ясно, как в нынешних условиях платить по европейским счетам.
Появились и «сложности перевоза», по словам Беспалова, «пока не критичные». «В основном из Европы все везлось автотранспортом, но на днях в Польше остановили фуру, которая везла медикаменты в Россию, и разграбили ее. Поэтому сейчас логисты озадачены поисками новых транспортных коридоров. Например, некоторые поставщики предлагают приезжать и забрать товар на складе», - продолжает Николай Беспалов.
Еще одна проблема с поставками фармсырья заключается в том, что контейнерные перевозчики, которые доставляют его нам по морю (речь идет о 60% импорта фармсубстанций) остановили для нас бронирование. «Компании, которые ими владеют, останавливают бронирование мощностей на перевозку, а значительная часть субстанций поставлялась нам по морю из Китая, а потом — автотранспортом. Это будет касаться не только фармрынка, но и субстанций для производства пищевых добавок, а также ветеринарных препаратов. Конечно, есть китайские контейнерные перевозчики, которые мечтают подвинуть европейцев на этом рынке. Думаю, совсем этого пути поставок мы не лишимся, но болезненный период придется пережить», - говорит эксперт.
В любом случае, на российских субстанциях мы долго не протянем. Даже если забудем о том, что качество нашего сырья в массе своей оставляет желать лучшего. Производства стратегически важных продуктов типа вакцин и инсулина в России есть, но в случае блокировки поставок их из-за рубежа собственными силами мы быстро точно не обойдемся. А уже сегодня в аптеках практически нет импортного инсулина и медицинских изделий для терапии сахарного диабета. С полок сметают средства мониторинга, иглы, помпы, расходники к ним, которые производятся за рубежом. Люди запасаются «на год вперед» — боятся, что все это исчезнет или сильно подорожает. К сожалению, в качестве российского инсулина многие пациенты сомневаются. Кроме того, на рынке возник дефицит т. н. стандартных образцов препаратов, которые в производстве используются для контроля качества: они поставлялись в основном из США и ЕС.
Тем временем, генеральный директор Ассоциации Российских фармацевтических производителей Виктор Дмитриев считает, что ситуация разрешима: «Никаких срывов поставок фармсырья пока нет и надеюсь, что не будет. Проблемы, которые возникают, это в основном проблемы несанкционного характера. Европейские водители опасаются ехать в Россию, боятся, что им тут набьют морду. Поэтому мы меняем компании, пути транспортировки. А все, что касается азиатского направления, то никаких проблем с наземным автотранспортом нет. Что с кораблями? С кораблями у всех по-разному...»
Виктор Дмитриев гарантирует, что запасов субстанций у производителей хватит на срок от 2 до 4 месяцев, в зависимости от позиций. Запасов готовых лекарственных средств осталось на 6-8 месяцев. Правда, в аптеках почему-то многих лекарств нет, и фармацевты обреченно отвечают, что не знают, появятся ли они вообще.
Зарубежные фармкомпании делать заявления о своих дальнейших планах опасаются. На прошлой неделе о продолжении поставок заявила венгерская компания «Гедеон Рихтер». Кроме того, официальный релиз выпустила французская «Санофи»: компания проинформировала, что продолжает работу в России и делает все возможное для обеспечения бесперебойных поставок своих препаратов, в том числе, с локализованного производства в Орловской области, где сегодня выпускается вся линейка инсулинов.
Другие компании пока молчат, но, возможно, определятся в ближайшее время. И, возможно, не в пользу россиян.