По данным замдиректора по научной работе Центрального НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора, члена-корреспондента РАН Александра Горелова, соотношение вариантов «Омикрон» и «Дельта» в среднем по России составляет 70 к 30, однако в регионах ситуация сильно разнится. Независимые лаборатории уже обнародовали данные, согласно которым в Москве и Питере доля «Омикрона» доходит до 98-100%.
Если раньше считалось, что повторно коронавирусной инфекцией болеет не более 1%, то при «Омикроне» количество реинфекций выросло до 15%, причем тяжесть течения не зависит от того, как вы болели раньше. Более того: вполне реально инфицироваться «Дельтой» и «Омикроном» одновременно, и там уж как повезет: штаммы могут как вытеснить друг друга, так и усилить. Схемы лечения тоже приходится менять на ходу: так, моноклональные антитела при «Омикроне» практически не действуют, и тема поиска новой терапии очень актуальна.
Только с начала этого года в России официально заболело уже 1,5 миллиона человек. В 15% случаев «Омикрон»-инфекция протекает бессимптомно, но у 5% вызывает тяжелое течение. Есть и тревожные новости. "Если в январе «Омикрон» обходил возрастную категорию 65+, которая вызывает наибольшие опасения с точки зрения тяжести течения и риска летальных исходов, то с прошлой недели мы зафиксировали максимальный рост заболевших среди детей, подростков и людей 65+", – продолжает Горелов.
Врач не может назвать «Омикрон» и более «легким», по сравнению с другими штаммами: "Все познается в сравнении. В абсолютных цифрах ситуация более благоприятная. Но применительно к конкретному индивидууму ситуация может быть своя. Наиболее уязвимы по тяжелому течению дети с врожденными патологиями, сопутствующими заболеваниями и иммунодефицитами, но бывают и исключения. У 5% детей и взрослых течение может быть серьезным и требовать реанимации и интенсивной терапии".
Если до прихода «Омикрона» дети составляли в структуре заболеваемости около 10%, сегодня все поменялось. По данным американских ученых, дети вовлекаются в эпидпроцесс в 15% случаев. И если сначала был рост заболеваемости в категории преимущественно до 5 лет, сегодня подтягиваются и остальные возрасты. Из-за несовершенства иммунного ответа сегодня у каждого третьего ребенка выявляется сочетанная инфекция (коронавируса плюс другие вирусы, в том числе, гриппа) – таковы данные НИИ Гриппа им. Смородинцева. "По сути, сейчас мы переживаем две эпидемии: в 73 регионах страны выявлено превышение эпидпорогов по сезонным ОРВИ. Сочетанная инфекция путает карты врачей", – говорит Горелов.
У каждого третьего ребенка при «Омикроне» развивается диарея (АСЕ-рецепторы у детей в прямой кишке гораздо чувствительнее, чем в респираторном тракте, поэтому ЖКТ становится "входными воротами" вируса в организм). Из прочей симптоматики специалисты выделяют отиты, поражение бронхов и верхних дыхательных путей, включая синуситы, бронхиты и тяжелые бронхеолиты. Навязчивый кашель с саднением задней стенки глотки, как будто с нее снимают слизистую, говорит о поражении бронхов. У подростков течение инфекции такое же, как и у взрослых, у детей же раннего возраста чаще возникают изменения в правой части легкого.
К счастью, доля детей с пневмониями уменьшилась – но это не касается детей в возрасте до года, рост пневмоний среди которых стал отмечаться на этой неделе. И это самое грозное осложнение у них, тем более, что такую пневмонию трудно диагностировать. У некоторых детей температура при пневмонии не повышается! И главным ее признаком является одышка. Бледный носогубный треугольник, раздувание крыльев носа – тоже тревожные признаки, при их появлении врача надо вызывать срочно!
Есть еще несколько "красных флажков", означающих, что ребенку нужно вызывать врача: выраженная температура держится более трех дней, без тенденции к снижению; одышка (брюшной тип дыхания) сохраняется в спокойном состоянии; ребенок отказывается от подвижных игр. У родителей должен вызвать тревогу любой необычный симптом, который никогда раньше не наблюдался при ОРВИ.
Очень серьезной проблемой специалисты называют детский постковид: он встречается в 10-30% случаев и протекает по-разному, иногда на протяжении 6-12 месяцев. "У детей страдает сосудистая стенка, развиваются иммунотромбозы, системные васкулиты. Воспаления сосудов приводит к тому, что у детей снижается концентрация внимания, появляются неусидчивость, раздражительность, бессонница, плаксивость, целый букет психических проявлений. В ряде случаев страдает сердечно-сосудистая система", – рассказывает Горелов.
Самым тяжелым проявлением постковида у детей остается мультисистемный воспалительный синдром, впервые описанный еще в апреле 2020 года. Он начинается через 2-3 недели после перенесенного (даже бессимптомно) коронавируса с сильного повышения температуры и вызывает поражение минимум двух систем или органов. В 80% случаев требуется госпитализация в отделения реанимации. А в последнее время появился целый шквал публикаций о том, что у детей мультисистемный синдром все чаще сопровождается симптомами, имитирующими перитонит, в результате чего некоторым делают ненужные операции.
При появлении симптомов постковида Горелов советует обращаться в поликлинику по месту жительства, где есть четкая дорожная карта, регламентирующая, что делать в тех или иных ситуациях. Общество терапевтов и общество инфекционистов уже выпустили методические рекомендации по реабилитации таких пациентов. Постковидом (в зависимости от симптомов) занимаются неврологи, пульмонологи, реабилитологи.
Увы, коллективный иммунитет с каждым витком пандемии становится все более недостижимым. Сегодня эксперты говорят уже о необходимости для его формирования 95% населения, иммунного к инфекции. Кстати, таких показателей достигла Великобритания, встретившая «Омикрон» с 80-процентным охватом вакцинацией и сейчас отменяющая ограничения. Однако в целом по миру количество вакцинированных не превышает 20%.
"Зная эволюционное развитие вирусов, можно сказать, что «Омикрон» – не последняя точка. Самый большой биотеррорист – это природа. «Омикрон» оказался мутацией вовсе не «Дельты», а уханьского штамма, чего уже никто не ждал, и он пришел, когда мы достигли стабилизации по «Дельте», а не после ее спада, как было раньше с новыми вариантами. Возможно, вирус начнет искать другие резервуары – может, в будущем ему более комфортно окажется среди грызунов. Но что будет дальше, не знает никто", – говорит Горелов.