В преддверии зимних Олимпийских игр эксперты предсказывают более экстремальные меры по сдерживанию коронавируса, но сомневаются в мудрости стратегии «нулевого COVID».
Британское издание The Guardian приводит пример 26-летней банковской служащей из Пекина, которая – как и многие китайцы среднего класса – провела первые две недели января, празднуя Новый год. Она посетила парфюмерный магазин, сделала покупки в супермаркете и пообедала в самом известном в городе ресторане уткой по-пекински. Одним из вечеров она смотрела комедийное шоу. А в один из выходных она поехала с друзьями на горнолыжный курорт на окраине столицы.
На прошлой неделе было объявлено, что она стала «нулевым пациентом» «Омикрона» в Пекине. Власти опубликовали подробный отчет о ее маршруте, начиная с 31 декабря, и ее приземленный, хотя и немного экстравагантный образ жизни стал предметом обсуждения в Китае. Власти также отметили, что ей сделали тройную вакцинацию синоваком.
В стране, стремящейся «устранить» коронавирус, это означало, что более 13 тысяч человек и все места, которые посетила молодая женщина в Пекине, включая горнолыжный курорт, были быстро протестированы. Ее многоквартирный дом и рабочее место также были опечатаны. На пресс-конференциях официальные лица призвали к осторожности жителей города с населением более 20 миллионов человек, заверив их в усилиях, предпринимаемых для обеспечения их безопасности.
«Омикрон» отличается от предыдущих вариантов. Чиновники общественного здравоохранения Китая, как и западные ученые, признают, что вирус очень заразен и его трудно обнаружить. По крайней мере, девять городов в шести провинциях материкового Китая сообщили о случаях заболевания «Омикроном». С 15 января Пекин сообщил о менее чем 10 местных заражениях вариантами «Дельта» и «Омикрон». Это ничтожное число случаев по сравнению с остальным миром, но достаточное, чтобы поднять тревогу в китайской столице.
Сообщение о случаях заболевания в Пекине поступило менее чем за три недели до церемонии открытия зимних Олимпийских игр 4 февраля. В понедельник президент Китая Си Цзиньпин пообещал в виртуальной речи на Всемирном экономическом форуме в Давосе, что его страна представит миру «упорядоченные, безопасные и великолепные Игры».
В китайской столице явно чувствуется спешность, отчасти из-за празднования лунного Нового года, которое начинается 1 февраля, пишет The Guardian. Официальный период праздничных поездок начался в понедельник, и ожидается, что он будет более загруженным, чем в предыдущие два года, но все еще далек от допандемийного уровня. Людей попросили по возможности не путешествовать. Cуществуют множество правил и положений, которые студенты и рабочие-мигранты, в частности, яростно изучают, чтобы понять, смогут ли они попасть домой на каникулы. Некоторые опасаются, что им не дадут вернуться в Пекин после праздника или отправят на карантин в отеле.
Так, 39-летний водитель службы доставки под псевдонимом Чжан Вэй рассказал, что слышал призывы оставаться на месте во время праздника, но не знает подробностей. Его компания предложила оплату сверхурочных и другие субсидии для тех, кто остается дома и работает. Чжан сообщил The Guardian, что он жил в качестве рабочего-мигранта в Пекине в течение 14 лет и иногда не возвращался домой в течение года, но в этом году он будет уже третий год подряд, когда он не приедет домой на Праздник весны. «Конечно, я скучаю [по своей семье], но моя работа требует, чтобы я оставался здесь, у меня нет никаких решений, — сказал он. – Мой дом находится недалеко от Сианя, а в Сиане серьезная ситуация. Если мы проедем мимо Сианя, наш код здоровья может стать желтым, и нас, возможно, придется поместить в карантин. Есть много неудобств, но это необходимо».
По его словам, вспышка была страшной, но он думал, что в Пекине ее хорошо контролируют.
Власти настроены жестко, приостанавливая полеты и железнодорожные маршруты и отменяя продажу билетов на Олимпийские игры для широкой публики. Некоторые города и провинции также запретили некоторым абитуриентам приезжать из горячих точек коронавируса, в то время как другие ввели обязательное тестирование, заявки на въезд или другие меры.
«В местах, где я останавливался, или на улице, на которой я живу, не было эпидемий, а я делал тест на нуклеиновую кислоту более 10 раз, — сказал один пользователь Сети, надеющийся вернуться домой из провинции Шэньси. – Почему я все равно не могу вернуться?»
В понедельник власти Пекина обвинили в проникновении первого случая «Омикрона» в город посылку из Канады и призвали граждан не заказывать товары из-за границы, утверждение, которое представители общественного здравоохранения в Оттаве и многочисленные ученые отвергли как «крайне маловероятное». Тем не менее китайские официальные лица заявили, что обнаружили вирус в шести других посылках, отправленных из Торонто.
До сих пор неясно, удастся ли Пекину избежать вспышки, такой как в соседнем Тяньцзине, в ближайшие несколько недель. Наоборот, это еще раз ставит китайскую стратегию абсолютной нетерпимости по сдерживанию COVID под прицел международного внимания, отмечает The Guardian. За последние два года этот противоречивый метод добился больших успехов, хотя и обошелся весьма дорого.
«[Обнаружение] варианта Omicron во многих городах Китая, включая Пекин, показывает, насколько сложно может быть поддерживать политику нулевого COVID», — комментирует профессор Цзинь Донг-ян из Школы биомедицинских наук Гонконгского университета.
Эксперты ожидают, что в ближайшие недели в Китае будут объявлены более экстремальные меры. Ранее в этом месяце управление дорожного движения муниципалитета Пекина попросило людей держаться подальше от специальных транспортных средств, используемых для перевозки спортсменов к местам проведения зимних Олимпийских игр и обратно в случае автомобильного происшествия.
Профессор Цзинь сказал, что, поскольку зимние Игры будут проводиться в «пузыре» — то есть спортсменам не будет разрешено покидать объекты, а билеты будут распространяться только среди избранных зрителей, — «Омикрон» «может не оказать существенного влияния на зимние Олимпийские игры».
Однако в долгосрочной перспективе политика нулевой терпимости «не является устойчивой и ненужной, а появление «Омикрона» может сделать ее еще более сложной» — сказал эксперт. – Но Китай — слишком большой корабль, чтобы менять направление».
Чэнь Си, эксперт по общественному здравоохранению Йельской школы общественного здравоохранения, считает, что, хотя Китай продолжал настаивать на политике «нулевого COVID», власти также подстраховались. «Многие думают, что Китай использует только политику нулевой терпимости, но, на мой взгляд, он также выжидает и смотрит», — сказал он, добавив, что китайские эксперты осознали, что природа болезни также меняется.
«На самом деле, ряд китайских аналитиков сейчас внимательно следят за тем, насколько этот новый вариант нанесет ущерб системе здравоохранения, и насколько Китай будет готов к решению проблемы, если она распространится, — считает Чэнь Си. – Важно иметь такие данные, прежде чем Пекин в конечном итоге решит постепенно открываться».
В последние несколько недель китайские эксперты призывали граждан делать прививки. В широко разрекламированной речи в начале января Чжан Вэньхун, один из самых известных китайских экспертов по инфекционным заболеваниям, объяснил, почему вакцины помогли снизить госпитализацию и смертность.
«Мы должны разрешить споры по поводу прививки, но мы также должны понимать, что роль вакцин не следует недооценивать, — сказал он аудитории в Шанхае. – Если мы не будем активно вакцинироваться и не создадим сильный иммунный барьер, мы вернемся к пандемии, которая произошла в 1918 году».