По темпам заражения коронавирусом Израиль сейчас прочно занимает второе место в мире (на первом - Ирландия). 19 января здесь были диагностированы 243 тысячи случаев заболевания.
Моя подруга Ольга живет в Тель-Авиве. Она бывший врач - по ряду причин пришлось уволиться.. Сейчас Ольга занимается клинингом квартир. Попросту говоря, убирает у богачей.
Из-за отсутствия «зелёного паспорта» устроиться на квалифицированную работу по диплому Ольга пока не может.
Когда я позвонила, Ольга только что вышла из изоляции.
«Пришлось посидеть дома, - вздыхает она. - Был контакт с коронавирусной больной. Знакомой нужно было улетать в США, она сделала тест для вылета. Оказалось, что тот позитивный, и всех, кто с ней общался в последние дни, отправили на карантин».
Знакомая Ольги, разумеется, была, как и положено, вакцинирована трижды «Пфайзером». Увы, это не спасло ее от заражения, хотя в случае с «Омикроном» она перенесла болезнь легко.
Что ж, согласно предварительным результатам исследования Медицинского центра Шиба, новый вариант заразен даже среди людей, вакцинированных четыре раза.
Четвертая доза «Пфайзера» против коронавируса действительно повышает уровень антител в крови, но, по-видимому, антитела - это ещё не все, они совершенно не обеспечивают защиту от заражения последним штаммом, что и показали предварительные результаты научного исследования на 150 своих сотрудниках, начавшегося в медицинском центре Шиба в конце декабря.
«Через две недели после введения им четвёртого бустера мы увидели значительное увеличение антител, более высокое, чем было после третьей дозы, но, видимо, недостаточно высокое против «Омикрона», - с грустью заявил ведущий исследователь профессор Гили Регев-Йохай.
Да, в конце прошлого декабря в Шибе запустили важное клиническое испытание для изучения безопасности и эффективности четвертой дозы «Пфайзера», сделав прививку 150 здоровым работникам, которые были вакцинированы третьей дозой не ранее, чем за четыре месяца до этого. У всех был серологический результат не ниже 700 единиц антител, но это больше не считается достаточным количеством антител для защиты от «Омикрона».
В начале январе профессор Регев-Йохай сказала, что после укола уровень антител увеличился в пять раз через неделю, и они надеялись, что это будет хороший результат. Однако люди все равно начали болеть.
Семь дней спустя Регев-Йохай заявила, что, хотя уровень антител у добровольцев повысился ещё больше, этого, скорее всего, все равно недостаточно для предотвращения заражения «Омикроном».
«К настоящему времени уровень антител, необходимых для защиты от «Омикрона», вероятно, слишком высок, даже если это хорошая вакцина», - добавила учёная.
Сейчас аналогичное исследование в стенах этого же центра проводится для ещё одной МРНК-вакцины - «Модерны», также на контрольной группе из 150 здоровых работников больницы, до этого привитых трижды. Пока что его результаты не выносятся на обсуждение, но, по осторожным высказываниям госпожи профессора, они напоминают те, что были и с «Пфайзером». Антитела растут, а защиты нет.
Тем не менее, ещё до публикации итогов эксперимента, ученые поддержали решение израильского правительства предоставить лицам старше 60 лет и группам риска четвертую вакцину.
По словам профессора Эрана Сегаля, такого количества пациентов, как сейчас, в Израиле никогда не было. Ни в одной из прежних волн. При этом следует учесть особенности протекания «Омикрона» и не бросаться в панику раньше времени.
«Сейчас у нас госпитализированы 130 больных коронавирусом и меньше тяжелобольных, чем в прошлые волны эпидемии, причем никто из них не подключен к аппаратам искусственной вентиляции легких, - сказал профессор Арнон Афек из Шеба. - Зато терапевтические отделения забиты пациентами с гриппом, их как раз очень много. Ещё одна проблема – отсутствие медперсонала, многие тоже уже заразились «Омикроном» и находятся в карантине дома».
В других лечебных учреждениях Израиля ситуация примерно одинаковая.
Так, в больнице «Ихилов» в Тель-Авиве всего 87 госпитализированных с коронавирусом, большинство из которых болеют в легкой форме. 23 человека считаются тяжелобольными, но и у них заболевание протекает гораздо легче, чем в предыдущие волны COVID-19. Не наблюдается обширного поражения легких, которое приводило в прошлом к повышенной смертности. Причем у всех тяжёлых имеются и другие хронические заболевания, и именно они являются причиной осложнений. Основной диагноз «коронавирус» стоит только у 20% тяжёлых больных, у остальных он сопутствует какому-то ещё.
«Да, с «Омикроном» сейчас попроще, на ИВЛ с ним нет никого, но зато на искусственной вентиляции лежат со все ещё циркулирующей, правда, в меньших масштабах «Дельтой», - поясняет Ольга. - Знакомые на праздники ездили в Иерусалим. 18 человек. Все привитые. Все заболели. Мой хороший друг был среди них, у него очень большой вес - то есть он в группе повышенного риска по коронавирусу. Но два дня потемпературил за 38, а потом выздоровел».
У другой приятельницы Ольги заразилась вся семья. Паре за семьдесят. Матери мужа - 104 года. Легче всех, пожалуй, инфекцию перенесла пожилая дама. У остальных - течение между лёгким и средним.
«При этом коварный грипп косит всех подряд. Люди сваливаются на 2-3 недели, - говорит моя собеседница. - Если ты помнишь, в прошлом году гриппа почти не было, так вот сейчас он все своё наверстал».
С 19 января ПЦР-тесты на коронавирус в больничных кассах Израиля делаются только для ограниченной категории граждан: в возрасте от 60 лет и группам риска. Остальные не смогут получить направление на такое обследование, как предполагается, это сделано для того, чтобы хоть немного сбавить официальную статистику роста, так как у многих с подтверждённым ПЦР симптомов нет или они слабо выражены.
Введены здесь и другие изменения в правила тестирования на коронавирус и обязательного карантина. Обязательный карантин для заражённого сокращается с семи до пяти дней. От выздоровевших больше не будет требоваться одобрения врача, чтобы их выпустили на улицу.
Непривитые и не переболевшие в случае контакта с инфицированным также проведут на самоизоляции всего пять дней, им больше не потребуется делать официальный тест на антиген после начала карантина.
Не боятся ли израильские власти, что народ, обрадовавшись послаблениям, начнёт вести себя как раньше и не беречься? На этот вопрос ответил профессор Гиль Пьер из больницы «Ихилов»: «Необходимо доверять принимающим решения и продолжать придерживаться правил: ходить в маске, избегать мест массового скопления народа. Общественность все понимает, если ей хорошо объяснять».
Впрочем, у людей (и не только в Израиле), за два года вроде бы привыкших ко всему, от новостей последней недели действительно скоро будет взрыв мозга.
Если не можешь остановить распространение болезни, но при этом она вроде бы не так смертельна, просто расслабься и получай удовольствие. Так можно обозначить позицию ряда государств, которые на фоне шестизначных цифр заболевших (сотни тысяч в день!) неожиданно снимают ограничения, урезают время на карантин и обещают пересмотреть категоричную точку зрения на существование ковидных паспортов.
Риск повторного заражения «Омикроном» в 16 раз выше, чем «Дельтой», заявили в исследовании британской статистической службы. На фоне этого тамошние власти отменяют большинство ковидных ограничений, которые были введены из-за «Омикрона» — в том числе обязательное ношение масок, удаленку, ковид-сертификаты и обязательную самоизоляцию для заболевших.
По данным ВОЗ, за последние семь дней заболеваемость коронавирусом в мире выросла на 20%; поэтому ВОЗ рекомендовал мировому сообществу снять все ограничения на международные поездки — эту меру организация более не считает эффективной.
К обсуждению вопроса о «зелёных паспортах» в Израиле хотят вернуться в феврале, когда по всем подсчетам пик заболеваемости должен пройти. Как это случилось, например, в Англии, где волна «Омикрона» длилась полтора месяца.
Читайте материал «Врачи оценили решение Джонсона отменить в Британии маски и ковид-паспорта»