Что такое GISAID? Это база данных, которая была создана в 2008 году, она обеспечивает открытый бесплатный доступ к геномным данным вирусов гриппа и коронавируса, ответственного за пандемию COVID-19.
Можно сказать, что это альфа и омега для исследователей всех стран мира. Например, когда в начале 2020 года SARS-CoV-2 был выделен только китайцами, те категорически отказывались предоставлять его образец кому бы то ни было. К ним ездили целые научные делегации - бесполезно. Пока кто-то не выложил в GISAID последовательность нуклеотидов, характеризующих этот вирус.
У разработчиков нашей вакцины была регистрация в GISAID, в марте 2020-го там находились всего пять геномов коронавируса. И каждый желающий мог воспользоваться этой информацией. Ученые взяли оттуда антигены S-белка, спроектировали на компьютере их дизайн и начали разрабатывать прототип «Спутника» на их основе. Об этом рассказывал в своём интервью Дмитрий Щербинин, научный сотрудник лаборатории молекулярной биотехнологии Центра им. Гамалеи.
И с тех пор, как только коронавирус менялся и серьезно мутировал, все изменения генома заносились в эту базу, которую можно назвать всемирной «библиотекой геномов». Поэтому южноафриканские ученые, как только у них появился В.1.1.529, сразу его туда отправили.
Из этой базы данных, кстати, становится понятно, что впервые он был обнаружен у 74-летней женщины.
Будь штамм В.1.1.529 («Омикрон») таким контагиозным и смертоносным, как грозятся, за минувшие 6 месяцев он успел бы несколько раз перезаразить человечество. Почему же ВОЗ скрывала, что штамм этот далеко не новоявленный, и неужели за столько времени нельзя было разобраться, опасен он или нет?
Не всем мутациям коронавируса досталась честь получить собственное имя. Если кто помнит, самой первой была даже не «Дельта», а британский штамм.
Британский, или «Альфа» вариант вируса COVID-19 впервые обнаружили в графстве Кент на юго-востоке Англии в сентябре 2020 года. Доктор Мира Чанд являлась одним из эпидемиологов, которые его выявили. «Мы сразу поняли, что нашли что-то очень важное», - заявила она в сообщении на сайте Общественного здравоохранения Англии.
«Обычно, когда вы смотрите на образцы, то ожидаете увидеть множество небольших кластеров, состоящих из нескольких штаммов, которые все немного отличаются. Но когда мы посмотрели на «Кент», то увидели, что около 50% образцов были чрезвычайно похожи, образуя один массивный кластер».
«Альфа» имела большую скорость распространения, но, пожалуй, другими значительными отличиями от своих собратьев похвастаться не могла. Вроде бы ею чаще болели дети и подростки, но по-прежнему легко, поэтому паники не случилось.
Индийский штамм (B.1.617, та самая «Дельта») распространился в Индии и сменил «британца», но отнюдь не весной 2021-го, когда он выкашивал по 350 тысяч индусов ежедневно, а гораздо раньше, впервые его диагностировали аж в октябре прошлого года.
Тогда в Индию беспрепятственно стекались варианты вируса из Европы, Африки, США, Пакистана, Непала, перемешиваясь в адскую концентрированную сыворотку...
«B.1.617 имел 13 мутаций, его свойства уходили в сторону большей заразности с одновременным ускользанием от специфических антител, другая мутация позволяла ему обойти некоторые иммунные реакции организма. Индийский вариант SARS-CoV-2 составил 70,4% образцов, собранных в течение недели, закончившейся 25 марта, по сравнению с 16,1% тремя неделями ранее. В этот момент были ослаблены все меры эпидконтроля над населением, система здравоохранения Индии не выдержала», - рассказал в интервью «МК» военный микробиолог Михаил Супотницкий, автор книги «COVID-19. Трудный экзамен для человечества».
«Дельта» держала всех в напряге полгода, пока ей взамен не пришёл «Омикрон». Который, как теперь выясняется, появился всего на два месяца позже «Дельты» - летом 2021 года. Так почему же об этом промолчали?
В общем, ничего удивительного в бесконечных мутациях коронавируса нет. С начала пандемии в мире их было выявлено более 50 тысяч. Как утверждают учёные, изменение генома вируса происходит при каждой третьей передаче. Некоторые мутации способствуют эволюции, помогают вирусу выжить и распространиться, и поэтому закрепляются надолго, другие мимолётны и быстро исчезают.
Центры США по контролю и профилактике заболеваний (CDC) определяют мутации как «изменения в генетическом коде вируса, которые естественным образом происходят с течением времени».
«Большинство генетических изменений, которые мы наблюдаем в этом вирусе, похожи на шрамы, которые люди накапливают в течение жизни – большинство из которых не имеют большого значения или функциональной роли», - объяснил профессор Стюарт Рэй из Медицинской школы Университета Джона Хопкинса. «Когда имеются достаточно веские доказательства того, что вирусное генетическое изменение вызывает изменение в поведении вируса, мы получаем новое представление о том, как работает этот вирус».
Весной одновременно с «Дельтой» в России, например, диагностировали «московский штамм» коронавируса, в Бразилии выявили «Гамму», а в том же ЮАР «Бету» - E484K, которая совсем не «Омикрон». А до «Беты» в декабре 2020-го в Южной Африке возник ещё штамм N501Y, о котором проинформировали BBC и National Geographic.
Удивительно другое: если об «Омикроне» узнали уже так давно, то почему достали как фокусник зайца из цилиндра лишь в ноябре? Да ещё представили это как сенсацию?
Ведь нигде ни словечка, ни полслова! Что это за заговор молчания, может быть, ВОЗ объяснит? Если кто-то посмеет ей задать этот резонный вопрос.
Читайте также: «Омикрон» назван самой большой угрозой пандемии коронавируса»