Бронхиальную астму сегодня считают хоть и неизлечимым, но поддающимся контролю заболеванием. Врачи называют эту проблему глобальной — ведь, только по официальным данным, в России более 1,3 миллиона больных бронхиальной астмой (то есть 5% взрослого населения страны). В реальности же таких пациентов, по экспертным оценкам, в 7 раз больше.
Осенью прошлого года в рамках социально-информационной программы в поддержку пациентов с бронхиальной астмой Российским научным медицинским обществом терапевтов, Российским респираторным обществом и Педиатрическим респираторным обществом было запущено онлайн-тестирование для пациентов с бронхиальной астмой с целью определения, насколько хорошо они способны контролировать свою болезнь. Если по результатам теста у пациента выявляли средний или высокий риск чрезмерной зависимости от скоропомощного ингалятора, ему рекомендовали обсудить полученные результаты с врачом, чтобы скорректировать терапию.
За 12 месяцев работы программы такие тесты прошли 9485 пациентов. По итогам тестирования у 54% респондентов был зафиксирован средний риск чрезмерной зависимости от скоропомощного ингалятора для купирования приступов заболевания, а у 35% — высокий. Иными словами, огромное количество пациентов считает ингаляторы палочкой-выручалочкой, хотя на самом деле это всего лишь средство для купирования симптомов, не оказывающее никакого лечебного воздействия. Тем временем использование такой ингаляционной терапии 3 и более раз в неделю в мире считается одним из индикаторов неконтролируемого течения болезни и повышенного риска возникновения обострений у пациентов, так как не позволяет устранить причину развития заболевания — воспаление.
Как рассказывает главный внештатный специалист-пульмонолог Министерства здравоохранения РФ Сергей Авдеев, бронхолитики короткого действия помогают почувствовать себя лучше практически сразу после их применения, и раньше они широко назначались в рутинной практике для купирования приступов бронхиальной астмы: «Однако несколько лет назад произошли кардинальные изменения в международной глобальной стратегии лечения бронхиальной астмы, которые привели к отказу от сложившейся клинической практики и принципиально новым подходам ведения заболевания. Бронхолитики короткого действия более не являются препаратами первой линии лечения бронхиальной астмы и не рекомендуются в монотерапии. В настоящее время всем взрослым и подросткам с бронхиальной астмой рекомендуется применять противовоспалительную терапию симптоматически или регулярно для снижения риска тяжелых обострений».
Как рассказывает медицинский эксперт Анна Бращенкова, проведенное тестирование показало, что чрезмерное использование пациентами с бронхиальной астмой бронхолитиков короткого действия до сих пор является серьезной проблемой: «Если болезнь лечить неправильно, то воспаление дыхательных путей будет прогрессировать, приводить к обострениям и даже госпитализации. Информированность людей с бронхиальной астмой о причинах развития заболевания и необходимости планомерного применения назначенной противовоспалительной терапии позволит повысить качество жизни пациентов и улучшить прогноз заболевания в будущем».
Кстати, пару лет назад в стране проводилось исследование, показавшее, что контролировать течение болезни удается лишь 23% больных! То есть 3 из 4 лечатся без толку. При этом пациенты с наиболее тяжелым течением астмы берут болезнь под контроль только в каждом десятом случае.
Другие исследования показали, что пациенты с бронхиальной астмой — самые непослушные среди всех групп больных. Они чаще всего игнорируют предписания врачей: их приверженность лечению не превышает 25%. В Австралии недавно проведены исследования среди пациентов, получающих самое эффективное лечение (комбинацию гормональных средств с бронхорасширяющими препаратами), но так и не достигших контроля над болезнью. Выяснились страшные вещи. Каждый второй из них не выполнял рекомендации врачей. 34% выполняли неправильную технику ингаляций.