По данным министерства здравоохранения Израиля от 8 ноября, за сутки в стране выявлены 498 новых случаев ковида, что составляет 0,63% от 85 тысяч протестированных. Число жертв коронавируса в Израиле с начала пандемии составило 8123 человека. В настоящее время в Израиле 6155 носителей вируса, при этом население страны - 9 327 000 человек. То есть зараженные составляют примерно 0,09% от общего количества израильтян. Можно сказать, что Израиль уже живет полноценной жизнью. О секретах борьбы с заразой «МК» поговорил с жителями этой страны.
- У нас все открыто. Нет никакого локдауна, - рассказывает наш бывший соотечественник, израильский раввин Михаил Финкель. - Открыты все рестораны, кафе, спортзалы, театры, стадионы, салоны красоты. Работает все, в том числе и школы. Снят запрет на массовые собрания, свадьбы, праздники. Но для посещения большинства мест нужен QR-код. Непривитые могут питаться в ресторанах, но только за столиками на террасе. Без QR-кода не принимает постояльцев большинство гостиниц. Есть небольшое количество мест - это маленькие магазинчики, лавочки, ресторанчики, куда пускают всех. Но большинство серьезных, больших заведений пускают только по QR-кодам и сертификатам о вакцинации. Предъявить результат ПЦР-теста уже недостаточно, так как человек может получить вирус через час после его сдачи.
Формально, право не прививаться у людей в Израиле есть. Но по факту не желающие делать прививку испытывают массу проблем. Например, на работе. На любом рабочем месте невакцинированный человек обязан каждые три дня за свой счет делать тест на отсутствие у него коронавируса. Без этого теста его к работе не допускают. Тест стоит минимум 100 шекелей, то есть 25 долларов. Не хочешь прививаться - не ходи в рестораны, в театры, спортзалы.
- А как обстоит дело с другими ограничениями?
- Надо носить маску в закрытом помещении, на улице ее носить не надо, – говорит Михаил Финкель. - В магазинах, на почте, в банке, в любом учреждении маски обязательны. Социальная дистанция 2 метра обязательна. Но это мало кто соблюдает, особенно в очередях в магазине. Иногда за это штрафуют. Перчатки никто не носит. Авиасообщение полностью открыто. С 1 ноября в Израиль возвращаются туристы, но только привитые вакцинами, которые признаны ВОЗ, либо переболевшие.
По прибытии в Израиль туристы должны будут сдать два теста. Первый тест - ПЦР на отсутствие коронавируса, второй - на антитела. До получения результатов турист обязан находиться в карантине. Обычно ожидание результатов длится не более 24 часов. И вот тут-то наступает «момент истины». Те, кто купил себе сертификаты, будут сразу выведены на чистую воду - у них не будет антител. И это для них может печально закончиться. Если у человека нет антител, но есть сертификат о вакцинации, то он может быть депортирован и ему будет запрещен въезд в Израиль на 5 лет. Так что лучше не рисковать.
Есть хорошие новости и для граждан РФ. Как утверждает издание The Jerusalem Post, уже в ноябре Израиль откроет двери для туристов, привитых российской вакциной «Спутник V». Хотя формального одобрения она пока так и не получила, а ранее руководство страны заявляло, что признает только вакцины, получившие одобрение ВОЗ. Решение, которое было принято после встречи премьер-министра Израиля Нафтали Беннета с российским президентом Владимиром Путиным, должно вступить в силу 15 ноября. Но, как заявил министр туризма Израиля Константин Развозов, осуществление этого решения может быть отложено, потому что Россия, скорее всего, войдет в список «красных» стран с высоким уровнем заболеваемости, из которых Израиль в ближайшее время не будет принимать туристов. Сейчас самолеты из Израиля в РФ летают. Но если Россия снова войдет в «красный» список, то израильтянам будет запрещено летать в Россию.
«Израильское чудо»: военная дисциплина и всеобщая вакцинация
Когда «антиваксеры» и сторонники «шведской модели» (от которой сама Швеция давно отказалась) говорят, что «израильское чудо» оказалось мифом, не верьте им. Израильское чудо действительно существует. В чем же его секрет? Россия первой в мире зарегистрировала эффективную вакцину от коронавируса и, казалось бы, имела все шансы в числе первых справиться с эпидемией и выйти из нее с минимальными потерями. Однако этого не произошло. В отличие от РФ Израиль не создал своей вакцины, но он с самого начала пандемии ввел жесточайшие ограничительные меры, которые, конечно, ударили по туристическому, ресторанному, гостиничному бизнесу, но в дальнейшем себя оправдали.
- Израиль - это воюющее государство, которое может решать все вопросы по-военному. - утверждает Михаил Финкель. - У нас здесь не было демократии и разговоров, делать что-то или не делать. С первого дня были введены огромные штрафы за нарушения. Нет маски - штраф 150 долларов. Вышел на улицу во время локдауна - штраф 1000 долларов. Второй раз вышел на улицу - штраф 2 тысячи долларов, и все платили. Сразу прыти у нежелающих соблюдать правила поубавилось. Плюс тогдашний премьер Биньямин Нетаньяху договорился с компанией Pfizer и сразу закупил 20 миллионов вакцин. Израиль стал первой страной в мире, которая получила эти вакцины. Причем покупали по очень высокой цене.
- Но вакцинировали бесплатно?
- Люди за прививки не платили, у нас бесплатная медицина. Платила страна из бюджета. У нас нет ничего платного, кроме эстетической медицины, пластической хирургии. Платить надо пока еще за очки и зубы. Но и за зубы медицинские страховые компании могут доплатить 25-30%. У любого гражданина Израиля есть медицинская страховка, которая стоит копейки - 15-20 долларов в месяц. Все необходимые для здоровья лекарства бесплатны. Кардиологические лекарства, лекарства от онкологии, которые стоят тысячи долларов в месяц - все бесплатно.
- Для того, чтобы следить за всеми и в массовом порядке выписывать штрафы нарушителям, должно быть задействовано много сотрудников правоохранительных органов. За счет каких резервов все это делалось?
- Следить за соблюдением режима локдауна полиции помогала внутренняя разведка Шабак. Всем жителям Израиля в мобильные телефоны была закачана специальная программа, по которой отслеживалось местонахождение человека. Нарушителя мгновенно находили, и он получал огромный штраф. Была нанята целая армия людей, которые штрафовали за отсутствие маски. Особенно это практиковалось в первые полгода пандемии. Некоторые наши умники, конечно, догадались, что можно не брать с собой телефон, отправляясь погулять. Старикам, инвалидам, прикованным к постели больным помогали волонтеры и армия. Во время локдауна всем этим людям три раза в день привозили еду, горячие обеды и ставили к двери. Ни один больной, беспомощный человек в стране не остался без помощи, и все это было за счет государства.
- Была ли какая-то помощь обычным гражданам? Многие ведь потеряли работу.
- Каждому гражданину единоразово выплатили порядка 300 долларов. Есть какие-то программы помощи и бизнесу, и индивидуумам. Но у нас нет массового разорения бизнеса, как в других странах. Сейчас уже все поднимается. Все работает, все открыто.
«У нас нет безумия насчет чипа в вакцине»
- Израиль - в числе лидеров по темпам вакцинации. В том числе и по ревакцинации - он первым в мире начал массовую вакцинацию третьей дозой прививки («бустером»). Но до сих пор есть и тяжелые больные, и умершие, хотя их количество существенно снизилось. Чем это объясняется? Прививки неэффективны, не на всех действуют?
- У нас до сих пор в стране 1 миллион 800 тысяч непривитых. - говорит Михаил Финкель. - Это «отказники», те, кто не хочет прививаться.
- По каким причинам?
- По тем же, что и везде. Кто-то считает, что это вредно, или недостаточно проверено, или что это все мировой заговор.
- В том числе и по религиозным мотивам? Ортодоксальные иудеи выступают против прививок?
- Нет. Все главные раввины Израиля первыми привились и призвали население прививаться. Почти все ортодоксы привиты. У ортодоксов другая проблема: они не соблюдают социальную дистанцию, часто пренебрегают масками. Но никакого безумия насчет «чипа в вакцине» в Израиле нет, даже среди ортодоксов.
- Как тогда объяснить, что Владимир Зеленко - врач, который вылечил от ковида американского экс-президента Трампа и является также ортодоксальным иудеем - выступает против вакцинации?
- Я знаю его лично. Он хороший человек. Но в этом вопросе он очень сильно ошибается, и против него выступили все главные раввины Израиля. Это его мнение. Но против его мнения есть мнения сотен других врачей.
- Получается, что в Израиле сейчас болеют и умирают в основном те, кто не привился?
- Привитые люди, как правило, не умирают и переносят болезнь легко. Есть исключения, когда умирают и привитые. Но это бывает либо после первой прививки, когда нет 100%-ной защиты, либо после второй прививки, но еще не прошли после нее две недели, и тоже нет полной защиты. Либо это очень больные и очень старые люди с множеством тяжелых болезней помимо ковида. Но надо отметить, что с точки зрения минздрава Израиля, сегодня человек считается непривитым даже в том случае, если он сделал две прививки, но прошло более полугода с момента второго укола. Согласно данным производителей вакцин, с 5 месяца уровень антител стремительно падает. А бустерная третья вакцина увеличивает количество антител в 10 раз.
Такого же мнения придерживается и специалист в сфере медицинского туризма, работающая по контракту в израильской больнице «Ассута» Инна Ниссель.
- Умирают в основном те пациенты, у которых есть сопутствующие заболевания - сахарный диабет, гипертония и т.д. - рассказывает Инна. - Когда у человека есть несколько заболеваний и плюс коронавирус, такой исход, к сожалению, бывает. Но никакой новой волны у нас нет, ситуация стабилизировалась.
- Как работала ваша больница в период локдауна? Принимали пациентов с ковидом?
- В «Ассуте» не было ковидного отделения. Такие отделения были в больнице Ихилов в Тель-Авиве, в больнице Шиба, которая находится в районе Тель-а-Шомер. Там в прошлом году открывали отделения для ковидных больных даже на подземных автостоянках, так как мест не хватало. На этих стоянках вентиляция, очищение воздуха организованы по последним стандартам. В начале пандемии действительно была проблема с местами в больницах. Мы в «Ассуте» тоже все время находились в режиме готовности и были готовы предоставить места для ковидных больных в случае необходимости. К счастью, это не понадобилось. Сейчас стоянки работают в своем обычном режиме. Ковидные отделения в больницах стоят полупустые.
- Как сказалась пандемия на работе больницы? Вы принимали обычных пациентов?
- Сначала, конечно, все испытали шок и замешательство. Но уже через неделю после начала пандемии «Ассута» работала в своем обычном режиме. Правда, больница не могла себе позволить принимать пациентов из других стран. Но израильтяне проходили все обследования, все запланированные операции, как обычно.
- У нас в России сейчас все боятся обращаться в медицинские учреждения из-за страха подхватить там ковид. Я знаю немало случаев, когда люди были вынуждены обращаться в больницу с какими-то своими хроническими заболеваниями, заражались там, некоторые даже умирали. В «Ассуте» удалось этого избежать?
- Чтобы минимизировать риск заражения для сотрудников и пациентов, больница перешла на работу «капсулами». «Капсула» - это команда сотрудников. Например, во вторник и четверг работает один доктор со своей командой медсестер, ассистентов, секретарей, девочек на ресепшене. В понедельник и среду - другая команда. Люди в команде не меняются. Если в какой-то день был пациент, зараженный ковидом, или заразился кто-то из медицинского персонала, то вся эта команда уходила на карантин на 10 дней. Так работала больница во время первой, второй и третьей «волны». Плюс у нас в больнице специальные команды все моют и дезинфицируют буквально каждый час, все идеально чисто.
- Кто-то из докторов, медсестер заражался?
- Да, медики заражались от больных, избежать этого невозможно. Я сама болела. Но я заразилась не в больнице. Я сделала две прививки Pfizer, но прошло полгода, и я пропустила момент, когда уже надо было делать третью прививку, и заразилась. Думаю, именно потому, что я была провакцинирована, болезнь прошла в легкой форме. Но у нас умерла медсестра, которую мы все хорошо знали, она работала в больнице Шиба. Ей было 65 лет – для Израиля это не возраст.
- Как вы считаете, прививки все же действуют?
- Конечно. Моему папе в этом году будет 90, маме - 84. Когда началась пандемия, они сидели дома и никуда не выходили. Мы привозили им продукты, но не заходили в квартиру. Все, что нужно, мы ставили им под дверь. При этом я, конечно, была в маске и перчатках. Мы разговаривали только по телефону, личных контактов не было. Теперь они уже сделали три прививки. И сейчас могут наконец выйти погулять.
В Израиле появилось чудо-лекарство
На днях стало известно, что компания Pfizer разработала лекарство от коронавируса. Правда, помогает оно только при легкой либо средней тяжести заболевания, и то, если принять его в самые первые дни. А вот израильские ученые, как утверждает Михаил Финкель, изобрели лекарство, которое эффективно для больных с тяжелой формой ковида. И результаты испытаний просто поражают.
- Я знаком с разработчиками. - говорит мой собеседник. - Ожидается, что уже в декабре лекарство пройдет аккредитацию в FDA (Food and Drug Administration - Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов Министерства здравоохранения и социальных служб США). Люди, которым более 90 лет и которых должны были уже подключать к аппарату ИВЛ, после трехдневного приема этого препарата полностью выздоравливали и выписывались.
- В самом начале пандемии израильские ученые первыми заявили, что они уже близки к созданию вакцины. Но почему-то про израильскую вакцину ничего не слышно, а сам Израиль закупает американо-немецкую вакцину. Почему?
- Могу открыть некоторые тайны. Производство лекарственных препаратов - благородное дело, но это и бизнес. В этой сфере жесткая конкуренция, а конкурента можно перекупить. Я подозреваю, что могло произойти нечто подобное. И скажу честно: боюсь, как бы не купили формулу этого нового лекарства, чтобы продолжать бесконечно долго зарабатывать на вакцинах.
- Разработчики собираются его продать?
- Пока не продают, но надо понимать, что им предлагают огромные деньги. И ставки будут только расти. Лекарственный препарат в виде таблеток, которые будут в каждой аптеке, - это убийца триллионного вакцинного бизнеса. Поэтому, думаю, производители вакцин не будут скупиться, чтобы выкупить рецепт и похоронить его. Я знаю президента этой компании, он пока держится. И государство их поддерживает и не хочет, чтобы эту разработку выкупили. Но государство не может приказать частной компании не продавать патент. Надеюсь, что этого не произойдет. Причем по чисто прагматическим соображениям. Владельцы этой компании смогут заработать в долгосрочной перспективе намного больше на международных контрактах с разными государствами, чем они получат в виде одноразовой выплаты, даже огромной. Плюс у них будет ореол героев, которые дадут всему миру это лекарство.