Как рассказал Горелов, применительно к вакцинам действуют жесткие международные нормы: «Мы вакцинируем только здоровых людей. А все стадии клинических исследований при регистрации вакцин жестко регламентированы.
Например, в мае прошлого года у нас было 43 кандидата в вакцины, но до регистрации дошло лишь 3. Остальные не соответствовали параметрам безопасности и эффективности. У двух наших вакцин уже завершена третья фаза исследований, у третьей заканчивается в ноябре.
Самое охраняемое в любом государстве - это дети, беременные и кормящие. Но не может быть одной универсальной вакцины для детей. Есть четыре возрастные категории: 18-14; 14-7; 7-2 и младше 2. Дети - не уменьшенные модели взрослых.
Самая смелая страна сегодня — Израиль; там стали вакцинировать беременных (по желанию). Кроме того, сегодня многие страны, в том числе Россия, разрешили первую стадию клинических исследований (КИ) для детей. У нас проходят КИ второй стадии в группе детей до 12 лет, но это вовсе не значит, что после второй стадии препарат будет зарегистрирован. Пока в мире нет зарегистрированных вакцинных препаратов для детей, идет лишь их оценка эффективности в этой возрастной группе. И если что-то не сработает, на этом все и остановится».
Александр Горелов подчеркнул: сегодня известно, что постковидный синдром представляет из себя букет из 64 нозологий у взрослых и 30 патологий у детей. «АСЕ-рецептор, на который цепляется вирус к клетке, есть во всех органах, и постковидный синдром может затронуть любые из них. У людей развиваются эндокринные нарушения. Вирус размножается не только в ЖКТ, но и в сердце, других органах, может приводить к инсультам, инфарктам, тяжелым патологиям сердечно-сосудистой системы, включая синдром разбитого сердца. Вирус может размножаться в репродуктивной сфере и вызывать в будущем проблемы с репродуктивной функцией.
Постковид вызывает около 16 неврологических расстройств, и выпадение волос или зубов - самые легкие их проявления. У детей крайне опасен мультивоспалительный синдром, который развивается через две недели, иногда даже после бессимптомной формы. Он поражает минимум два органа и лечится в реанимации. В сентябре прошлого года он описан и у взрослых», - заявил Горелов.