Шесть самых распространенных ИППП
Распространенность и виды ИППП различаются в зависимости от возраста: если на группу до 25 лет приходится около 80% всех болезней этой группы, а самые частые — хламидийная инфекция и вирус папилломы человека, то у людей старше 40 лет наиболее популярны трихомониаз и микст-инфицирование, то есть заражение сразу несколькими патогенами. Однако если рассматривать ситуацию в целом, то можно выделить 6 самых частых инфекций, передающихся половым путем.
Трихомониаз (трихомоноз) — его вызывает заражение трихомонадами, которые, по статистике ВОЗ, ежегодно проникают в организмы 120–170 миллионов человек. Даже в развитых странах им заражены 10% населения, а в остальных — до 40%.
Хламидиоз, к которому приводит заражение хламидиями, более опасен для женщин, хотя и мужчинам тоже нельзя расслабляться. А еще хламидии могут инфицировать ребенка при прохождении через родовые пути, если мать заражена хламидиозом.
Спутник человечества на протяжении тысяч лет — гонорея, которая развивается после попадания в организм гонококков и приводит к гнойным воспалениям слизистых оболочек. Новые штаммы гонококков выявляются до сих пор.
Микоплазма вида Mycoplasma genitalium приводит к возникновению микоплазмоза, который сопровождается зудом, жжением, выделениями из половых органов и способен вызвать серьезные осложнения, в том числе при беременности.
Боль, отечность, жжение, пузырьки на коже, наполненные прозрачной жидкостью, — это генитальный герпес. Пузырьки, лопаясь, образуют язвочки.
И наконец — ВПЧ, вирус папилломы человека, поражающий эпителий кожи и слизистых. От этого образуются кандиломы, а высокоонкогенные штаммы ВПЧ приводят к развитию рака шейки матки.
Лечить или не лечить
Конечно, можно ничего не лечить и верить в лучшее. Но такой пациент будет распространять болезнь, успешно заражая своих сексуальных партнеров, которые будут передавать болезнь дальше, как эстафетную палочку.
Опасность большинства ИППП — это риск серьезных осложнений, вплоть до бесплодия. А еще без лечения пациента ждут хронические тазовые боли, поражение оболочки суставов и конъюнктивы глаз при хламидиозе, злокачественные образования горла, прямой кишки или слизистых оболочек половых органов при ВПЧ и т.д. Если же ИППП добрались до беременной женщины, то они могут привести к прерыванию беременности и возникновению осложнений у новорожденного, к которым относятся пневмонии, увеиты, поражения мочеполовой системы.
Тем не менее есть люди, которые отказываются от лечения — в том числе потому, что в Интернете регулярно появляются слухи о том, что терапия бесполезна и даже вредна. Например, в последнее время по интернет-ресурсам циркулирует информация о неизлечимом заболевании из-за устойчивой к антибиотикам бактерии Mycoplasma genitalium. Воспаление, вызываемое M.genitalium, может протекать бессимптомно, особенно у женщин. Единственный метод обнаружения микоплазмы — ПЦР-тест.
После этого врачи, как правило, назначают антибиотики-макролиды и симптоматические средства. Однако недавно появились данные о том, эффективность макролидов невысока именно против M.genitalium. К антибиотикорезистентности этого микроорганизма привели несоблюдение пациентами режима и дозировки препарата, а также бесконтрольное самолечение по Интернету. Лекарства нужно принимать только по назначению врача и под его строгим контролем. Соблюдение режима и дозировки приведет к благоприятному исходу для пациента. А вся «сенсация» по поводу бесполезности лечения от нового ужасного ИППП оказывается мыльным пузырем.
Что влияет на статистику по ИППП?
Влияет ли свирепствующий кругом коронавирус на ухудшение или улучшение ситуации с ИППП? Научных данных и медицинской статистики по этому вопросу пока нет, как нет и лабораторных исследований, которые изучали бы влияние ковида на заболеваемость ИППП.
Есть также мнение, что после летнего курортного сезона число заразившихся ИППП резко возрастает, однако наблюдения врачей и статистика диагностических лабораторий этого не подтверждают. Во-первых, в отпуска люди из нашей страны летают не только летом, но и зимой — во время длинных новогодних каникул.
Во-вторых, в 2019 году процент анализов на ИППП от числа всех проводимых лабораторно анализов составил 1,7–2,7%, с пиком в январе (2,71%). Казалось бы — вот он результат поездок в теплые края на Новый год! Но если бы у ИППП наблюдалась сезонность, то второй пик пришелся бы на август–сентябрь, после летних отпусков. Однако никакого пика в этот период не наблюдалось, уровень был таким же, как и в остальные месяцы.
В 2020 году колебания были еще меньше — от 1,7 до 1,98% анализов на ИППП от общего числа заказов. Здесь пиковое значение пришлось на август (1,98%), но зимой, в каникулы, показатели были одними из самых низких. Таким образом, говорить об устойчивой сезонности ИППП некорректно.
Что до 2021 года — то данные по нему, конечно, еще не полные — единственное, что можно отметить: по сравнению с аналогичными периодами в 2019-м и 2020 годах запросы анализов на ИППП снизились до 1,3% от общей массы заказов. Здесь можно предположить, что в период пандемии люди стали меньше обращаться за медицинской помощью при болезнях, не связанных с коронавирусом.