"Нашел диагноз в Гугле": врачи описали плохих и хороших пациентов

Россияне стали больше любить свое тело

Мы как-то все уже привыкли к данности, что пока гром не грянет, мужик не перекрестится, и что по этой пословице у нас и действуют российские пациенты: тянут с визитом к врачу до последнего, ждут, когда все само заживет, не хотят расстраиваться. А потом крайне удивляются, когда у них обнаруживают запущенные болячки. Но так ли дремуч российский пациент?

Россияне стали больше любить свое тело

Как говорят эксперты, в последние годы понятие «российский пациент» претерпело существенные метаморфозы. С появлением доступной в Интернете медицинской литературы люди стали больше читать, относиться к здоровью более ответственно, а практика регулярных чекапов постепенно становится обыденностью.

Пофигисты

Конечно, дремучие пациенты, привыкшие надеяться на авось, никуда не исчезли. Врачи встречаются с ними в своей практике регулярно. И все же это, как правило, люди в возрасте, которые помнят советскую медицину, которые на себе испытали лечение зубов без анестезии, падающие в обморок при виде бормашины.

Врач московского стационара Павел К. часто имеет дело с такими пациентами: «Практически все поступающие в мое отделение острой патологии неделю-две сидят дома с болями, работают, лечатся в аптеке, бесконтрольно пьют жаропонижающие и антибиотики, а когда уже совсем беда — тогда едут. Практически все поступающие наплевательски относятся к своему здоровью, повторяют: «поболит-поболит и пройдет». Например, ко мне в отделение за последний месяц уже трижды поступал 30-летний юноша. Первые два визита он, будучи в состоянии алкогольного опьянения, вырывал нефростомический дренаж из своего тела, ну и в третий раз поступил по такому же поводу. Перед последним визитом он два дня исправно сидел дома и думал, что эта конструкция ему больше не нужна. Теперь почка приобретает вид решета — уже третий прокол. Или вот мужчина 50+, который длительно страдает «мужскими проблемами». У него раз в неделю и кровь оттуда идет, болит всё, другие неприятности происходят, но он совершенно серьезно убеждает меня, что это временно, связано с весенним обострением его хронической болезни и скоро пройдет. Так вот — не пройдет! Там не все уже хорошо».

Павел вспоминает, что нередко встречается с людьми, которых хочется оставить в больнице, но они категорически упираются: «Вот буквально недавно приехала одна дама: болеет более года, принципиально не обращается в поликлинику, пьет анальгетики и лежит в ванной. Вот уже неделю ей плохо, что-то болит, вплоть до того, что она стала прихрамывать от боли, но при этом она настойчиво просит мужа возить ее на работу, а не в поликлинику. Женщина вызвала «скорую» для того, чтобы ее отвезли в стационар, а в нем уже попросила меня поставить ей диагноз, расписать лечение и отпустить дальше на работу».

И еще одно наблюдение — многие пациенты используют в качестве анестетика водку. «Они на полном серьезе убеждены в том, что алкоголь — хороший анестетик и лекарство от многих болезней. Самое интересное в логике этой категории пациентов, что если после приема 50–100 мл напитка лечебный эффект не достигнут и боль сохраняется, то значит «лекарства» принято мало, дозировка плохо подобрана и нужно еще. Все это приводит к тому, что пациент благополучно оказывается в машине «скорой», а затем на пороге больницы. Хорошо, если он стоит на ногах и что-то может сказать. Если может, то он непременно делится с врачом историей, описанной выше, если улыбнется удача, то можно узнать, что на самом деле болит, а если не может, то он благополучно засыпает от укачивания в карете «скорой», так как дозировка «лекарства» была превышена, и в приемный покой он въезжает, мило похрапывая. Я очень надеюсь, что следующее поколение, у которого сейчас, согласно опросам, идет смещение интересов в сторону здоровья, не будет так относиться к своему здоровью», — продолжает Павел.

Ипохондрики

Такие, конечно, встречаются везде. Вылечить их невозможно: они всегда будут считать, что врачи уделяют им мало внимания.

«Один из самых сложных для меня процессов в оказании медицинской помощи — это объяснить человеку, который целенаправленно (в прямом смысле слова) едет с чемоданом вещей и сумкой амбулаторных анализов, датированных аж 2015 годом, для того чтобы лечь в больницу, что он абсолютно здоров. Очень сложно объяснить человеку, который зациклен на своем здоровье, который в каждом анализе (а их целая пачка) красным помечает отклонения и приписывает свой вероятный диагноз, сверившись с «Гуглом», который (судя по словам коллег из «скорой») за последние 30 дней вызывал «скорую» 20 раз, у которого одних МРТ за последний месяц сделано 6 штук, а УЗИ — 9, у кого главная причина всех проблем — эмоции, что ему нужен не стационар, а скорее психолог, а быть может, психиатр. Вот я и сижу, держу в руках результаты обследований, а там — всё норма. Делаю глубокий вздох, улыбаюсь и иду к пациенту», — продолжает Павел.

Хирург Эльдар Б. рассказывает, что на фоне пандемии ипохондриков заметно прибавилось: «То, что началась эпидемия болезней душевных, — факт, увы, неоспоримый. И вот походы по врачам для таких людей стали чем-то вроде хобби. И главное, они отнимают много времени, потому что спорят, начинают доказывать, что их недообследовали, что их страшную болезнь пропустили».

«Да уж, от пациента многое зависит. На некоторых смотришь и думаешь, как он вообще дошел и еще сидел в очереди, а некоторые «скорую» с 37,2 вызывают», — рассказывает терапевт поликлиники Влада Павловна.

Ответственные

Таких пациентов врачи любят больше всего. «Есть такие редкие пациенты, которые готовятся к визиту врача, даже записывают свои жалобы: что у них случилось, когда, как, в связи с чем. Какие лекарства принимают. Они внимательно слушают врача, записывают рекомендации. И, главное, потом их выполняют», — рассказывает Влада Павловна.

По наблюдениям Павла, самые щепетильные к своему здоровью — девушки 25–35 лет. Впрочем, другие врачи отмечают, что женский пол по определению более ответственный. «А вот мужчин часто надо за руку вести, — говорит Влада Павловна. — И хорошо, если есть кому отвести».

Кроме того, врачи хором восхваляют поколение 20+ — вот уж кого вести к врачу на веревочке не нужно. Эти сами ведут дневники здоровья в гаджетах, считают шаги, измеряют количество часов сна и чуть что бегут к доктору (записавшись на прием, конечно, онлайн). Пропаганда здорового образа жизни, продавливаемая в последние годы из каждого утюга, дает свои всходы.

«Поражаюсь своему 18-летнему сыну — сам записывается к врачам, сдает анализы, его абсолютно не пугают люди в белых халатах. Каждый тревожный симптом изучается в Интернете, а потом трансформируется в визит к специалисту. Как-то раз пошла с ним вместе к ортодонту и слушала с восхищением: задавал врачу кучу вопросов, предъявлял претензии по существу, узнавал все возможные последствия и методы решения проблемы», — рассказывает москвичка Екатерина.

Помоги себе сам

Социологи отмечает, что в Советском Союзе 90% населения считало, что за их здоровье отвечают медицинские учреждения. Сегодня, по данным опроса ВЦИОМ, 81% россиян (и 87% москвичей) уверены в том, что их здоровье — это их личная ответственность. Как показал опрос, чаще всего россияне готовы самостоятельно лечиться от насморка (92%), головной боли (90%), изжоги (86%), кашля (83%), высокой температуры (76%), нарушений пищеварения (70%), болей в спине (55%), а также при высоком артериальном давлении (42%) или кожной сыпи (28%). В целом же каждый 20-й запрос в поисковиках Интернета сегодня связан со здоровьем, и, по прогнозам экспертов, количество таких запросов будет прирастать на 10% с каждым годом.

— Главными ошибками, которые допускают наши граждане при самолечении, являются неправильный диагноз и, как следствие, неверный выбор лекарств. Пациенты часто избавляются от симптомов, игнорируя причину их появления. Тем временем заболевание прогрессирует, что впоследствии может привести к развитию осложнений и трансформации недуга в хроническую стадию. Еще одна распространенная ошибка заключается в том, что на приеме у врача пациент может скрыть важную информацию, например, о курении или употреблении алкоголя. Это может привести к нерациональному назначению препарата. Кроме того, пациенты не соблюдают рекомендации о времени приема лекарств, их совместимости с другими препаратами и продуктами. Это в совокупности определяет эффективность лечения, однако при неправильном подходе представляет опасность для здоровья. В связи с этим в профессиональной среде даже появился термин «комплайнс», или по-русски — приверженность. Этот параметр отражает то, насколько правильно больной выполняет рекомендации врача, — говорит терапевт Максим Звягинцев.

Тем временем пациенты отмечают, что идут на самолечение в связи с тем, что большинство врачей не умеет разговаривать с ними. Большинство врачей не объясняет, почему нужно делать так или иначе; что будет, если не проходить лечение; какие возможны нежелательные явления. Это понятно: времени на прием у них всего 10–12 минут, и нужно заносить информацию в систему, которая часто виснет, и так далее. Поэтому зачастую у наших врачей нет ни времени, ни желания общаться. Пациенты также отмечают закостенелость ряда специалистов: нежелание узнавать что-то новое, чему не учили в мединституте. «Сколько раз мне, не имеющей никакого медицинского образования, даже среднего, приходилось рассказывать врачам, что такое ПЭТ-КТ, таргетная терапия и прочее», — рассказывает ответственная пациентка из Ростова-на-Дону Мария.

Так вот он какой — российский пациент

«В разные годы мы проводили ряд социологических исследований по актуальным вопросам здравоохранения, — рассказывает «МК» руководитель информационной службы Союза медицинского сообщества «Национальная медицинская палата» Наталья Золотовицкая. — Одним из таких опросов стала оценка конфликтного потенциала в системе «врач–пациент». Примечательно, что именно безответственное отношение к своему здоровью — это одна из важных конфликтных зон во взаимодействии врача и пациента, которую называют именно медицинские работники. Эта безответственность вызывает раздражение у половины опрошенных врачей (54,1%), так как им приходится иметь дело с ее последствиями и нередко бороться с ней, чтобы достичь успешных результатов лечения. Почти столь же часто врачи называют невыполнение пациентами предписанных рекомендаций (48,6%), что логически вытекает из общего отношения к здоровью».

Впрочем, действительно ли пациенты безответственно относятся к своему здоровью и к врачебным рекомендациям или это только мнение врачей?

«Масштаб и динамику этого явления, конечно, оценить сложно, — продолжает Наталья Золотовицкая. — Очевидно, что за последние годы пациенты стали более требовательны к качеству оказываемой им медицинской помощи. Для них причины этого явления кроются в первую очередь в более бережном отношении к своему здоровью (50,4% пациентов отметили эту причину как основную). Не секрет, что в последние годы по разным причинам в обществе меняется отношение пациентов к врачам. И, к сожалению, одним из его аспектов становится недоверие к действиям медицинских работников. Как отмечают сами пациенты, именно недоверие к квалификации врачей побуждает их перепроверять диагноз, пользоваться Интернетом, где можно легко найти информацию о своем заболевании и способах его лечения. На этом фоне стоит отметить, что 85,6% опрошенных пациентов отмечают личную ответственность за состояние собственного здоровья. Только 5,7% опрошенных перекладывают эту ответственность на медицинских работников, еще 7,1% — на государство. Возможно, именно понимание своей ответственности за здоровье на фоне недоверия к качеству медицинской помощи побуждает пациентов не следовать рекомендациям врачей, а руководствоваться своим мнением. Вместе с тем достаточно часто сами пациенты говорят о том, что полностью выполняют указания и рекомендации врачей (в 57,9% случаев) и, несмотря на собственное мнение, принимают точку зрения именно профессионала, то есть врача (28,2%)».

Одним из показателей, который может свидетельствовать все же о конструктивной ответственности пациентов за свое здоровье, являются данные социологических опросов по тематике диспансеризации. «В конце 2019 года у нас был проведен такой опрос, вот его данные: 42,9% опрошенных сказали, что прошли диспансеризацию в течение последних двух лет и уже в текущем (на момент опроса), 2019 году, — продолжает Наталья Золотовицкая. — Данные говорят об удвоении доли прошедших диспансеризацию в 2017–2018 годах по отношению к предыдущему двухлетнему периоду. И этот факт все-таки отражает изменения в отношении населения к профилактике заболеваний, а значит, и об ответственности за свое здоровье. Тем не менее четверть населения (23,6%) уверенно заявили о том, что никогда не проходили врачебные профилактические осмотры. Что касается планов о прохождении профилактических мероприятий, то они такие. В группе тех, кто проходил диспансеризацию в последние один-два года, наибольшее число уверенно готовы и дальше ее проходить (46,5%). В зависимости от практики прохождения диспансеризации этот процент снижается: среди тех, кто проходил профилактические осмотры 3–4 года назад, планируют вновь пройти процедуру 37,4%, среди тех, кто проходил ее более 5 лет назад, — 26,5%, среди тех, кто ни разу не проходил диспансеризацию, — 30,1%.

КАКИЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ НУЖНО ПРОХОДИТЬ, ЧТОБЫ ПОДДЕРЖИВАТЬ ЗДОРОВЬЕ

Известный факт: чтобы жить долго и быть здоровым, нужно регулярно проходить профилактику. В 50% случаев можно своевременно предотвратить развитие заболевания; факторы риска примерно в 20% случаев выявляются при чекапе.

Поэтому здоровому человеку нужно раз в год:

• сдать общий анализ крови;

• исследовать кровь на глюкозу и холестерин;

• измерить артериальное давление и индекс массы тела;

• проверить зрение (после 40 лет — измерить внутриглазное давление);

• пройти простейший онкоскрининг в зависимости от возраста и пола (кал на скрытую кровь; мужчинам — ПСА, женщинам — мазок на онкоцитологию, маммографию);

• сделать флюорографию;

• сделать ЭГК;

• посетить врача-терапевта;

• посетить врача-гинеколога (женщинам).

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28561 от 18 июня 2021

Заголовок в газете: Я лечиться не боюсь

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру