Агентство Bloomberg сообщает, что месяцы оптимистичных сообщений о том, что ситуация находится под контролем, снизили спрос на вакцины, поскольку большая часть населения больше не боится вируса. Аналитик Денис Волков заявил, что две трети россиян не хотят прививаться, хотя пункты вакцинации уже открыты даже в торговых центрах. Многие люди говорят: «Зачем мне вакцинироваться, если государство не заставляет меня делать это?» Поэтому некоторые работодатели решили подтолкнуть сотрудников к вакцинации.
Как рассказала «МК» сотрудница одного ресурсоснабжающего предприятия, еще месяц назад всех поставили перед фактом: не привьешься — до свидания. «Три специалисты хлопнули дверью, но задерживать их никто не стал. Остальные либо сделали вакцину, либо... купили справку о том, что привиты! И последних, кажется, даже больше. В коллективе они это особо не скрывают, лишь бы начальство не догадалось», - рассказывает наш источник. Даже введение вакцинных паспортов для поездок в другие страны вряд ли станет надежным стимулом для наших граждан: поездки за рубеж может позвонить себе довольно небольшой процент населения.
Могут ли в России и вправду перейти к решительным мерам и объявить обязательную вакцинацию? «Если говорить о массовой принудительной вакцинации, это маловероятно, - говорит председатель Лиги пациентов Александр Саверский. - Правда, у нас есть группы населения, так называемый декретированный контингент (врачи, учителя, работники общепита и пр.), для которых определенные прививки обязательны. В отношении этих групп право отказа от прививки распространить довольно сложно.
Если говорить обо всех остальных, то такое право есть, и оно базируется на конституционном праве неприкосновенности личности. А вот если говорить о конкретной ситуации, то она такова: пока еще ни по одной вакцине от коронавируса не закончился третий этап исследований, и в этом ситуации никакого принуждения быть не может. С другой стороны, есть закон об иммунопрофилактике, по которому отсутствие вакцинации не может быть основанием для недопуска к образованию, объектам социальной инфраструктуры. Это не касается ситуации эпидемии, которая это право может ограничить. Но эпидемию у нас, к слову, официально никто объявлял».
Кардиохирург Алексей Федоров, долгое время проработавший в красной зоне, на своей странице в соцсети предполагает, что перспективы у дальнейшего эпидпроцесса могут быть самыми неожиданными: «Этот вирус - не гриппозный. Он - из другого семейства. Если он станет сезонным (а у нас чёткая сезонность уже прослеживается - октябрь-январь и апрель-июнь), но, благодаря накоплению новых мутаций, сохранит свой сверхпатогенный потенциал и будет забирать столько же, сколько он забирает сейчас. И те же мутации сделают неэффективными разработанные на сегодняшний день вакцины. Тогда мир, который, как мы все надеемся, стал другим на пару лет, останется таким надолго. Мир закрытых границ, дистанционного общения, спектаклей онлайн и периодически уходящих в локдаун государств и континентов. Не хочется лишний раз пугать, хочется донести свою мысль, что лето и осень 2021 станут во многом определяющими».