Продолжительность жизни в царской России оказалась много меньше нынешней

Страна эйджизма

В гериатрии есть такое странное на первый взгляд понятие, как «успешное старение». Но странное только на первый взгляд. По мнению главного внештатного гериатра Минздрава РФ и директора Российского геронтологического научно-клинического центра РНИМУ им. Н.И.Пирогова Ольги ТКАЧЕВОЙ, «успешно стареть — это стареть правильно». А как правильно? Почему сегодня это так важно? И что для этого должно делать наше родное государство? Можно ли «стареть правильно», будучи на пенсии и по определению имея минимум финансового обеспечения?

Страна эйджизма
Фото: кадр из видео

Многие ответы на эти вопросы прозвучали на недавней онлайн-конференции главного внештатного гериатра Минздрава России Ольги Ткачевой, где речь шла не только о быстром старении нашего общества, но и об активном долголетии и роли государства в его продлении; о новых подходах в медицине для сохранения здоровья. А еще о том, что теперь и в нашей стране нужно решать эту насущную проблему эйджизма — уходить от дискриминации по возрасту. Сделать так, чтобы «молодых пенсионеров» не увольняли с работы, не гнобили их за то, что они занимают чье-то место, и на работу принимали в соответствии с профессией, а не как сотрудников второго сорта.

Поясним сразу: слово «эйджизм» в России пока воспринимается как нечто новое. Хотя в Европе понятие «эйджизм» (ageism от английского «age» — возраст) появилось еще в конце 60-х годов прошлого века и означало ущемление прав пожилых людей. В цивилизованном мире уже более полувека озабочены дискриминацией по отношению к пожилым людям как к «бесполезным для общества». (По данным ВОЗ, пожилым считается возраст от 60 до 74 лет, старческим — от 75 до 90 лет.)

В России проблема возрастной дискриминации в то время не стояла, так как многие россияне просто не доживали даже до пожилого возраста. Продолжительность жизни в нашей стране в то время была крайне низкой по сравнению с Западом. Чего уж говорить о более раннем времени...

СПРАВКА "МК"

В конце XIX века в Российской империи ожидаемая продолжительность жизни была всего-то около 30 лет. И по данному показателю наша страна отставала от Германии, Франции и Великобритании на 10–15 лет! Во второй половине ХХ века средняя продолжительность жизни в РСФСР выросла до 42 лет. Но в это время в Западной Европе (в среднем) люди жили уже более 50–60 лет. Но время и в России не стояло на месте: к 1960 году нашей стране удалось сократить разрыв с западными странами по продолжительности жизни: к 1962 году она составила 68,75 года (в США, для сравнения, в это время в среднем люди жили 70 лет). 

Сегодня, в 20-е годы ХХI века, российские демографы заговорили уже о 90-летии как о достижимой возрастной планке в нашей стране. Российское общество катастрофически стареет, собственно, как и весь мир. Если в 1950 году на планете людей пенсионного возраста (старше 65 лет) было всего 7,7%, то сейчас этот показатель вырос до 19%, а к 2050 году превысит 27%. И в России в 1959 году (в этом году в РСФСР впервые была опубликована информация об общей численности пенсионеров) их насчитывалось 12,9 млн, сегодня — официально проживает 42,7 млн пенсионеров, а к 2060 году, по прогнозам, каждый второй житель России будет на пенсии.

Почему эти цифры так важны? И при чем тут эйджизм? Потому что проблемы государства в связи с таким резким постарением населения в России год от года будут только усугубляться.

— За последние годы в нашей стране произошло серьезное увеличение продолжительности жизни, и скорость увеличения была очень высокой, — прокомментировала ситуацию на онлайн-конференции главный внештатный гериатр России Ольга Ткачева. — В 2015 году (впервые за всю историю) Россия перешагнула рекордный показатель средней продолжительности жизни в 71 год, а в 2018 году — этот показатель превысил 73 года.

Так надо ли радоваться этому? Безусловно. Но... Как подчеркнула Ольга Николаевна, «растет именно глубина старения» со всеми вытекающими отсюда последствиями. Действительно, видно невооруженным глазом: вокруг нас все больше россиян старше 75–80 лет. Официально в России уже сейчас проживает 15 млн человек старше 75 лет.

Выходит, и до России докатилась проблема эйджизма. Во всяком случае, во весь рост встает задача, как использовать этот «серебряный» возрастной потенциал во благо общества? И при этом не ущемлять прав пожилых людей, не увольнять их «по возрасту», не унижать нищенскими зарплатами. До недавнего времени в нашей стране в моде были статьи известных экономистов о том, что «старение населения может спровоцировать бюджетный кризис в России». Проще: денег на всех не хватит. Теперь придется перестраиваться и думать о том, что делать, чтобы «заманить» пенсионеров на работу, так как молодых рабочих рук, и не только рабочих, в скором времени будет катастрофически не хватать. И теперь уже этот фактор может спровоцировать бюджетный кризис в России.

Правда, сегодня в нашей стране каждый третий пенсионер трудится (официально — по данным на 2021 год — более 15 млн человек). Остальные, выходит, «подснежники» — работают неофициально, а значит, не имеют никаких прав. Да и работа у них чаще неквалифицированная, как правило, не связанная с профилем труда человека до выхода на пенсию. А значит, и низкооплачиваемая. Но даже соглашаясь на такие в общем унизительные условия, пенсионерам чаще других приходится сталкиваться с проблемами при трудоустройстве. И не приходится рассчитывать на карьерный рост. В нашем обществе давно укоренился и стал привычным стереотип: люди постарше (у них уже все позади) должны уступать свое место молодым.

Теперь придется уходить от этого стереотипа.

Но пока даже тем, кому еще чуть за 40, а тем более «уже 50 лет!», и кому до пенсии пахать как минимум 10–15 лет, трудно найти «место под солнцем». Попробуйте в этом возрасте, уволившись, снова устроиться на работу, даже не на престижную, а просто по специальности!

Чем все это не эйджизм по-русски? Настоящая дискриминация по возрасту! И с годами проблема эта будет только усугубляться. По прогнозам, ближайший резкий скачок старения россиян ожидается уже к 2030 году. А значит, появится необходимость привлекать к работе пенсионеров, причем чтобы работал не каждый третий, как сейчас, а каждый второй вышедший на пенсию.

Кстати, Москва является лидером по продолжительности жизни населения в России, и среди мировых мегаполисов столица входит в топ-10 по этому показателю. Поэтому неудивительно, что в столице созданы и уже несколько лет работают городские проекты, которые помогают людям зрелого возраста оставаться социально активными. Взять хотя бы «самый романтический проект» для старшего поколения «Московское долголетие».

...Проблема старения общества и активизации возрастных людей, в том числе и забота об их здоровье, потребуют от властей всех уровней и всех регионов перестраивать эту работу с привлечением ученых, демографов, социологов и других специалистов, чтобы и наши люди не просто жили долго, но были активными и полезными обществу. И «не парились» по поводу странного понятия «эйджизм» — дискриминации людей по возрасту.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28489 от 3 марта 2021

Заголовок в газете: Эйджизм по-русски

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру