Мы живем в постоянном стрессе. Конечно, он отражается и на женской репродуктивной системе. «Проблема бесплодия — мультидисциплинарная, и в большинстве случаев у женщин имеются психосоматические нарушения, для решения которых требуется помощь психолога, который поработает над причинами их возникновения. Чаще всего причинами и предметом работы врача-психолога являются завышенные требования пациента к себе, перфекционизм; отсутствие возможности создать достаточно комфортные (финансовые) условия для воспитания ребенка; осознание своего несоответствия поставленной задаче («какой из меня родитель»); детская психотравма (родитель не хочет продолжения этой проблемы у своего ребенка); первостепенное значение карьеры; страх роли женщины, матери, женственности (превалирование модели мужского поведения у женщины); страх потери контроля над ситуацией при появлении ребенка; присутствие в паре неосознаваемых конфликтов и проблем; недостаточное доверие к миру, которое формируется с первого года жизни; желание пожить для себя (особенно у тех, кто вырвался из родного дома и из-под влияния родителей). Соответственно, при всех этих факторах лечение бесплодия только традиционными методами (без привлечения психолога) может быть малоэффективно», — рассказывает доктор Калинина.
Кстати, сегодня многие репродуктологи получают профессиональную психологическую подготовку и используют ее в методиках лечения бесплодия. Соотношение физиологии и патологии в вопросах женского здоровья, подчеркивает наш эксперт, рассматривается в контексте психологии материнства. Зарубежные исследования в области психологии материнства весьма обширны. Некоторые исследователи выделяют более 700 факторов, характеризующих адаптацию женщины к беременности, раннему периоду материнства, включающих опросники, отражающие историю жизни женщины, ее семейное, социальное положение, личностные качества, связь с особенностями развития ребенка. Несмотря на современные достижения в области медицины, физиологии, акушерства и гинекологии, повышение уровня родовспоможения и неонатальной практики, психологические проблемы материнства и раннего детства не уменьшаются.
Исследователь Элизабет Балинтер, проследив историю материнских установок на протяжении 4 столетий, пришла к выводу, что материнский инстинкт — это миф, и обнаружила чрезвычайную изменчивость чувств матери в зависимости от ее культуры, амбиций и фрустраций. Исследователь рассматривает взаимосвязь 3 главных женских ролей — матери, жены и свободно реализующей себя женщины. В разные эпохи разная роль становится главенствующей. «Очевидно, что реалии сегодняшнего дня — это роль самореализующейся женщины, возможности карьерного роста, достижения невероятных и недоступных ранее высот — вступают в конфликт с необходимостью соблюдения ритуалов семьи и брака, продления рода и т.п.», — считает доктор Калинина.
Однако можно вспомнить, что во время войн, голода, революций женщины беременели и рожали, а сейчас у них все чаще появляются проблемы и с зачатием, и с вынашиванием. «Во время войны женщины беременели не чаще, чем сейчас; было огромное количество самопроизвольных выкидышей и преждевременных родов, — говорит Наталья Калинина. — К тому же материнская и детская (младенческая) смертность находились на критически высоком уровне. Отдельная тема — тяжелая психотравма женщин, потерявших беременность во время войны, — это дополнительное к ежедневной угрозе собственной жизни переживание смерти ребенка. Трагична и тема беременности узниц концлагерей — над ними проводили бесчеловечные опыты, прерывая беременности, испытывая на них препараты. Известны «научные изыскания» профессора акушера-гинеколога Карла Клауберга из университета Кёнигсберга, автора классификации прогестинов и гестагенов, который испытывал на беременных действие прогестерона и методы стерилизации женщин стероидными препаратами. Поэтому психологические проблемы, сопровождающие бесплодие и невынашивание в современном мире, несравнимы с проблемами военного времени — они просто находятся в другом измерении, связаны с информационными, профессиональными, ментальными, личностными деформациями, но не с реальной угрозой жизни».
Могут ли быть ситуации, когда, например, ЭКО противопоказано именно по психологическим причинам? «Беременность не может быть противопоказана по психологическим причинам. По наличию психических заболеваний — да, конечно, поэтому перед тем, как пройти ЭКО, женщины должны предоставить заключение психиатра. Выявление психических заболеваний является противопоказанием для проведения программы ВРТ, что отражено в приказе Минздрава РФ», — говорит доктор Калинина.