Первыми тревогу забили голландские учёные, обратив внимание на то, что сейчас, когда все силы брошены на борьбу с коронавирусом, о риске пандемий, вызванных другими заболеваниями, просто забыли. «Нипах – это ещё одно бурно развивающееся сейчас инфекционное заболевание, которое может взорвать мир в любой момент!», - заявила глава нидерландского медицинского фонда Джаясри Айера. Что Нипах намного опаснее COVID-19 и способен спровоцировать новую пандемию, подтвердили эксперты ВОЗ, предупредив: проникновение этого вируса в человеческий организм вызывает воспаление мозга и оборачивается летальным исходом в 75% случаев. Но вот насчет родины свирепого патогена возникли споры.
Британцы и голландцы однозначно настаивают на вспышке в Китае, но китайская сторона переводит стрелки на Индию, сообщая, что угроза идет из индийского штата Керала, где Нипах просыпался еще в 2018 году, погубив 17 человек. Но сегодня отговоркам Поднебесной не верят не только в Европе, но даже в Африке. Так, Египет уже потребовал от Китая официальных разъяснений и гарантий безопасности, напомнив, что египетская экономика стоит на туризме и сельском хозяйстве, а при новой пандемии оба этих столпа рухнут первыми.
В любом случае вирус Нипах, хотя давно известен, и назван главным «кандидатом» на возбуждение новой пандемии, изучен крайне мало. «Количество исследований по этому вирусу фактически равно нулю!» - бьют тревогу нидерландские вирусологи и эпидемиологи.
- Нипах периодически дает малые эпидемические вспышки по всей Юго-Восточной Азии, - уверяет доктор Адитья Анант. – Когда Нипах впервые зафиксировали в Малайзии, сначала перепутали с японским энцефалитом. Но потом идентифицировали, и с 1999-го года фиксировали в Бангладеш, Индии, Китае, Сингапуре и Северной Австралии. При этом на Китай, Индию и Бангладеш Нипах распространился только за последние 10 лет.
- Можно ли предохранить себя от инфицирования?
- Причиной массовых вспышек в нашей стране всегда было употребление плохо промытых фруктов или соков из них. Человек заболевает, съев плод, в который вирус попал вместе с мочой или слюной инфицированных крыланов – разновидности летучих мышей.
По мнению ученых, помимо летальности и разрушения мозга, опасности Нипаху добавляет очень длинный инкубационный период – до 45 дней. То есть, 1,5 месяца человек может, совсем не ощущая себя больным, распространять вирус вокруг себя. Другой неприятный момент, который и стал причиной поднятия этого вопроса в Европе – несмотря на то, что Нипах был обнаружен более 20 лет назад, лечить его не умеют пока нигде в мире. То есть лечат только симптомы, но четкого понимания причинно-следственной связи, которое обеспечило бы эффективный подход к лечению, пока не существует.
- Вирусы всегда были, есть и будут, просто те, которые уходят в спорадические (единичные случаи) со временем забываются, - поясняет врач-эпидемиолог Ольга Володарская, в июне этого года награжденная орденом Пирогова за высокий профессионализм, самоотверженность и милосердие в борьбе с пандемией. - Однажды и ковид уйдет, и о нем мы тоже забудем. Не навсегда, конечно, до сезонных обострений, но уже, конечно, не таких массовых, как в 2020-м году.
Что касается небольших локальных вспышек, то они есть всегда и во всем мире, просто, когда нет пандемии, этому не уделяется такое большое внимание. Сейчас, когда на стражу санитарных границ государства брошены все силы, бояться пришествия Нипаха к нам я бы не стала. Но и открывать границы и выезжать за них тоже бы не торопилась, сосредоточившись на противнике, который уже внутри и пока еще до конца не побежден.