Детский многосистемный воспалительный синдром (MIS-C) — это поражающий одновременно несколько систем организма воспалительный процесс, вызывающий у детей высокую (38,5°C и выше) температуру, пониженное давление, кислородную недостаточность и в некоторых случаях отказ органов, что сближает его по клиническим проявлениям с синдромом Кавасаки, говорится в работе врачей Техасской детской больницы. Чаще всего сообщается о высокой температуре и гипотонии, а также о ряде более редких симптомов, в том числе боли в животе и горле, кашле, спутанном сознании, диарее, отечности конечностей, тошноте, рвоте и головной боли. Обследование может выявить поражения сердечно-сосудистой системы, такие, как миокардит и перикардит, а также поражение коронарной артерии.
Авторы работы проанализировали 662 случая MIS-C, которые были зарегистрированы в мире с 1 января по 25 июля 2020 года. Отмечается, что синдром может поражать даже тех детей, кто перенес ковид бессимптомно, через несколько недель после инфицирования.
В интервью обозревателю «МК» врач-терапевт высшей категории со специализацией по ревматологии и гематологии Наталия ЛЕНСКАЯ рассказала, что скрывается за синдромом MIS-C и в каких ситуациях родителям следует насторожиться.
— Наталия Георгиевна, что такое синдром MIS-C, названный в США мультифокальным многососудистым синдромом?
— Это тяжелый васкулит, возникающий у детей после развития инфекции COVID-19, похожий на болезнь Кавасаки, описанный в 1970 году в Японии. Тогда он встречался редко у детей до 2,5 года. А после COVID-инфекции встречается у детей до 18 лет.
Я не вижу разницы в самой сущности описания этих болезней и в изменении названия на MIS-C. Этим летом я написала на моих страницах в Facebook и Instagram о первых его симптомах: энцефалопатии, явлениях кожного васкулита и возможных поражениях ЖКТ, когда его еще можно остановить, назначив небольшие дозы метилпреднизолона ребенку в течение трех недель.
— Вы пишете, что этот синдром Кавасаки может быть спровоцирован излучениями солнца и электромагнитными полями. Однако много семей после COVID-инфекции поехали на юг, и мы не видим большого количества заболевших детей...
— Да, и это очень хорошо, что такого не произошло. В США описали более 600 детей с этим синдромом, у нас в России отдельной статистики, насколько я знаю, по данному синдрому не ведется. В настоящее время я предполагаю, что одной инсоляции для развития этого синдрома недостаточно. Сейчас много говорят об усиленном иммунном ответе, который возможен при коронавирусной инфекции, если организм встречается с этим антигеном повторно.
Этот вирус при COVID-инфекции, который называется Sars-2, естественно, не прилетел к нам с другой планеты, а является производным какого-то другого коронавируса. Именно у детей и возникает, по-видимому, такой иммунный ответ, и возникший васкулит протекает очень тяжело. В 50%, как пишут американские врачи, отмечаются поражения сердечной мышцы и сосудов сердца.
— Остальные дети в этом плане имеют ли риск поражения сосудов головного мозга, сердца, почек?
— Пока мы точно сказать ничего не можем, массовые исследования еще не проводились.
— Как нам быть в настоящее время с детьми, что сейчас необходимо в первую очередь сделать?
— Целесообразно проводить массовые осмотры детей в школах, детских учреждениях. Необходимо при этом иметь заявления от родителей, которые указывают на ухудшение в состоянии ребенка. Проводить осмотры и ЭКГ-диагностику. Если будут выявлены изменения у ребенка, необходимы дальнейшие дообследования в условиях поликлиники. Учительские коллективы также должны быть заинтересованы в том, чтобы в детских учреждениях не возникали какие-либо внезапные проблемы с детьми. Целесообразно детям снизить физические нагрузки до проведения данных осмотров и исключения возможной патологии.