Я начал подробный опрос. Я считаю, что мы, урологи, должны знать о пациенте все – не только историю его заболевания, но и о его образе жизни, привычках, изменениях. И она разоткровенничалась – на протяжении уже шести месяцев она не имеет интимной жизни со своим мужем.
По регламенту я направил ее к гинекологу, который взял у нее все необходимые анализы. По результатам не выявлено никаких нарушений гинекологической сферы, никаких заболеваний, передающихся половым путем. Обследовали и ее мужа, но и у него ничего не выявлено
Случай оказался весьма загадочным, источник болей не был найден – и пришлось начать симптоматическое специализированное лечение. Большинство методов, которые применяются в урологии, можно охарактеризовать как "все новое - хорошо забытое старое". Начал я с простого: назначил противовоспалительные, обезболивающие, мочегонные. Рекомендовал ей также делать специальные физические упражнения, есть комплекс упражнений Кегеля. Гинеколог разрешил ей физиотерапевтические процедуры. Через пару недель после начала этого комплексного лечения ей стало значительно легче.
Но через полтора месяца она вернулась: все началось по новой, вернулись боли, частое мочеиспускание. Но и началось ухудшение процесса в виде недержания мочи. Мы опять подключили гинеколога, который порекомендовал консультацию невролога. Невролог не нашел никакой патологии: с позвоночником оказалось все в порядке, травм не было. Я направил женщину на инструментальное исследование, цистоскопию, в ходе которого был обнаружен незначительный дефект внутри мочевого пузыря, который, конечно, не мог быть причиной такой выраженной симптоматики. Но в чем тогда сложность ситуации? Казалось бы, все просто есть рекомендации и алгоритмы. Но что не так?
И тогда мне пришло в голову посмотреть на ситуацию иначе: а не нужен ли пациентке психотерапевт? Я выписал ей направление к этому врачу, а тот нашел основания для назначения женщине антидепрессанта и легкого транквилизатора. Я же добавил в схему лечения часто используемую в урологии методику инстилляции в мочевой пузырь гиалуроновой кислоты.
Кроме того, я проконсультировался с психотерапевтом. И выяснил: у женщины развилось психосоматическое расстройство. Пациентка очень сильно боялась, что маленькое покалывание, вызывающее дискомфорт, на самом деле является симптомом какого-то грозного заболевания. Она в свое время пережила боль от цистита, которая ее напугала, а она оказалась очень мнительной, начиталась Интернета, где на 90% запугивает обывателя. И она внушила себе, что у нее там смертельная болезнь, нарисовала в воображении и рак, и язвы. В итоге психотерапевт заявил, что не нуждается в дальнейшем наблюдении, так как информация полученная из СМИ – неверная. Поэтому пациентка снова вернулась ко мне на лечение.
Моя пациентка лечилась длительно, около 4 месяцев. Лечение включало в себя комплекс мероприятий: медикаментозное (спазмолитики, легкие транквилизаторы), физиотерапевтическое лечение (воздействие лазера и электростимуляции) и обязательно лечебную физкультуру. Таким образом я добился значительного положительного клинического эффекта. Контрольные анализы были в норме, она чувствовал себя гораздо лучше.
Каждому врачу иногда приходится проявлять себя психологом и психотерапевтом. Мою пациентку, например, часто приходилось успокаивать. Когда объясняешь человеку, что и почему, включаешь клиническое мышление, а не работаешь по шаблонам, все получается. Ключевое слово: развивать клиническое мышление. В результате моей пациентке я рекомендовал раз в 2-3 месяца сдавать анализы. Через какое-то время ее жизнь наладилась.
Ну а пациентам я советую не бояться рассказывать докторам все, что вас тревожит. Если вы пришли к доктору и доверяете ему свое здоровье, ничего не скрывайте. Рассказывайте все, как на духу – очень часто это оказывается важным для постановки диагноза и назначения верного лечения.