Директор Глобальной программы ВОЗ по борьбе с туберкулезом, доктор Тереза Касаева рассказала, что, невзирая на пандемию, туберкулез в настоящее время - инфекционное заболевание номер один по числу смертельных исходов. Всего сегодня в мире насчитывается 10 млн заболевших; ежегодно от туберкулеза умирает полтора миллиона человек. Два года назад он вошел в число 10 ведущих причин смерти во всем мире. От этой болезни умерло 250 тысяч детей. Что уж говорить об экономических последствиях, которые наносит эта инфекция экономикам многих стран.
"Есть опасения полагать, что после пандемии количество смертей и заболевших может возраста. Мы провели моделирование эпидемиологической ситуации: если тенденции, которые провоцировала пандемия, сохранятся, то есть показатели выявляемости заболевания в ближайшее время продолжат снижаться на протяжении еще трех месяцев, мы получим более 7 тысяч дополнительных смертей только в Европейском регионе. На данный момент в регионе смертность составляет 3 тысячи человек в месяц. При ежемесячной заболеваемости в 160 тысяч человек", - говорит Тереза Касаева.
Число возбудителей чахотки, против которых бессильны современные лекарства, растет, а значит, об удовлетворительной ситуации в области борьбы с туберкулезом говорить рано. Кстати, из 30 стран, которые входят в Европейский регион ВОЗ, в 9 странах тревожная ситуация с туберкулезом, который получил множественную лекарственную устойчивость (МЛУ-ТБ), иными словами, который практически нечем лечить. "Лечение таких пациентов предпочтительно должно проводиться в нестационарных условиях, но сейчас это становится критичным. К тому же оба заболевания, и туберкулез, и коронавирус, поражают легкие. С той лишь разницей, что развитие тяжелых форм туберкулеза можно предотвратить", - отмечает Тереза Касаева.
Тем временем врачи ковидариев, с которыми общался обозреватель "МК", рассказывают, что не всегда уверены в том, что пациенты с вирусной пневмонией не страдают еще и "болезнью Чехова", а массовое применение антибиотиков всех мастей, которыми многие месяцы пытались лечить COVID уже сегодня привело к значительному увеличению количества туберкулеза со множественнеой лекарственной устойчивостью.
Киевский доктор Маргарита Марчук, работающая в "красной зоне", рассказывает, что антибиотики, которые врачи даю тяжело больным пациентам с COVID-19 порой от отчаяния (ну а что ещё делать, если у пациента которые сутки высокая температура?) формируют просто катастрофически резистентные (устойчивые) бактерии: "Поступает достаточно приличное количество пациентов, когда мы подозреваем, что у них может быть картина туберкулеза. Но нам приходится давать медикаменты, использование которых чревато развитием мультирезистентных микобактерий, которые уже ничем не победишь".
ВОЗ рекомендует странам обратить внимание на эту ситуацию. «Эта проблема во многом зависит от качества ранней диагностики туберкулеза и своевременного лечения. К сожалению, ученые пока не видят способов и возможности преодоления медикаментозной резистентности микобактерии», - говорит врач-иммунолог Екатерина Коротеева.
Это значит, что после пандемии нас, вполне возможно, ожидает мощная волна чахотки, не поддающейся современным лекарствам. Остается добавить, что в группы риска по развитию заболевания входят не только люди с "социального дна" и хронические алкоголики, но и женщины в послеродовом периоде, медики, онкобольные, пациенты с психическими заболеваниями, хроническими заболеваниями бронхолегочной системы (в том числе, курильщики) и сахарным диабетом.