«Возможна «мягкая стимуляция»
— Ирина Ивановна, есть ли объективная статистика по бесплодию у женщин и у мужчин в России? Если да, то какая?
— Официально считается, что в России бесплодных пар где-то 15–17%. Но эта доля, на мой взгляд, выше — примерно 26%. Из них 50% приходится на бесплодие женщин, 50 — на бесплодие мужчин. Вообще проблемы с беременностью у женщин и бесплодием у мужчин были всегда. Даже в Библии есть эпизоды, описывающие, как жена не могла родить и ребенка для нее и ее мужа по обоюдному согласию вынашивала и рожала другая женщин, служанка. Собственно, к услугам других женщин и сегодня прибегают бесплодные пары. Правда, вначале пробуют более приемлемую репродуктивную технологию — ЭКО.
— До скольких лет женщина может делать ЭКО, не опасаясь за здоровье свое и будущего малыша? При каких заболеваниях оно категорически противопоказано?
— Идеально к искусственному оплодотворению женщине лучше прибегать до 35 лет. Но сегодня эта граница официально не обозначена. Возрастных ограничений нет. Считаю, что это неправильно. Чем позже женщина обращается к этой процедуре, тем у нее меньше шансов забеременеть. И для здоровья ребенка это хуже. А список заболеваний, при которых ЭКО противопоказано, перечислен в приказе Минздрава РФ от 12.02.2012 года (это сердечно-сосудистые, эндокринологические заболевания, рассеянный склероз и др.).
— Бытует мнение, что гормональная гиперстимуляция провоцирует опухоль. Якобы Жанна Фриске и Анастасия Заворотнюк прибегали к этой процедуре, и у них через год после рождения детей обнаружили опухоль мозга. И зарубежные исследования, проведенные в Лондоне и в Австралии, подтверждают это…
— Мнения специалистов на этот счет расходятся, они противоречивы. Нет однозначного ответа на вопрос: провоцирует ли гормональная стимуляция рост опухолей. К тому же сегодня можно обойтись и без гормональной стимуляции, проводить так называемое ЭКО в естественном цикле. Это наиболее щадящий и приближенный к физиологическому процесс искусственного оплодотворения яйцеклетки, самостоятельно созревшей в женском организме. В программе ЭКО без стимуляции используются яйцеклетки: полученные непосредственно перед оплодотворением; замороженные ооциты женщины, хранящиеся в криобанке; донорские яйцеклетки. Но эта процедура может применяться не ко всем женщинам. Эффективность такого метода ниже, чем стандартного протокола со стимуляцией. Велика вероятность неполучения яйцеклетки при пункции фолликула.
— Достаточно ли бесплатных попыток сейчас предоставляется бесплодной женщине на процедуру ЭКО?
— В рамках ОМС выделяется две бесплатные попытки. Это может быть так называемый свежий протокол или протокол с переносом размороженных эмбрионов.
— Чем грозит многоплодная беременность при этом методе? Какие новые технологии используются при этом?
— Сегодня появилась хорошая тенденция — при ЭКО переносить в матку женщины один эмбрион. Но даже это на 100% не исключает многоплодную беременность. Может быть однояйцевая двойня. Многоплодная беременность чревата осложнениями как для будущей мамы (невынашивание и недонашивание беременности), так и для будущих детей (рождаются маловесные дети, требующие нескольких этапов реабилитации).
— Насколько достоверна информация о том, что «экошные» дети по интеллекту выше (или ниже?), чем зачатые естественным путем? В матку женщины подсаживают несколько эмбрионов, но для вынашивания оставляют самого жизнеспособного…
— Считаю, интеллект у «экошных» детей даже выше, чем у рожденных естественным путем. Почему? Потому что у женщин, прибегающих к этой процедуре, и жизненный опыт больше, и финансовый достаток выше, поэтому и дать своим детям они могут больше. Срабатывают скорее усилия родителей по развитию малышей, а не заложенные в них способности. Да никто и не оценивал изначальные способности детей «из пробирки».
А определить интеллектуальный потенциал эмбриона невозможно. Хотя морфологических параметров и характеристик эмбриона много. Чтобы выбрать лучшего, вернее, здорового генетически, надо провести преимплантационное генетическое исследование. Это позволяет среди многих эмбрионов выявить здоровых, которые и будут рекомендованы к переносу в матку женщины.
«Каждый седьмой мужчина — с нарушением сперматогенеза»
— Ирина Ивановна, надо ли женщине и мужчине специально готовиться к процедуре ЭКО? И если да, то как?
— Готовиться надо обязательно. Женщине, в зависимости от анамнеза, необходимо пройти обследования, которые порекомендует врач. Особенно если есть непроходимость маточных труб, сочетание бесплодия и невынашивания беременности, провести обследование на мутацию генов и многое другое. Раньше, когда женщина решалась на ЭКО, мужчина считался пассивным партнером в этой программе. Но в последнее время и будущим отцам уделяется большое внимание. По мнению ВОЗ, доля мужского фактора в бесплодном браке достигает 50%. Возросло и число мужчин с нарушением сперматогенеза: в мужской популяции сегодня это каждый седьмой.
— Насколько важно генетическое исследование перед проведением искусственного оплодотворения?
— Очень важно. Мужчины, у кого крайне угнетен сперматогенез (вплоть до полного отсутствия сперматозоидов в сперме), должны пройти обследование на кариотип (совокупность признаков полного набора хромосом), на мутацию генов и т.д. И женщинам, у кого уже случались выкидыши либо были замершие беременности, тоже надо обследоваться на кариотип и др.
— Есть ли предельный возраст у мужчин для ЭКО? При каких заболеваниях они не могут быть донорами спермы? И насколько в России распространено мужское донорство?
— По приказу Минздрава, возрастных ограничений для мужчин-доноров нет. Но лучше, чтобы будущий отец был до 35 лет. Чем он старше, тем результаты лечения его от бесплодия будут хуже. Репродуктивный потенциал мужчины снижается с увеличением возраста. Причины? Те же заболевания, что и у женщин. У мужчин критерием еще служат показатели спермограммы. Но если приходит супружеская пара, в которой мужу за 50, а жена значительно моложе, такой паре врачи не отказывают в ЭКО.
— Достаточно ли в России донорских центров, где хранится биоматериал для зачатия?
— В Москве есть только один большой донорский центр и несколько маленьких. У небольших всего по 10–15 доноров. Это очень мало для такого большого города и для такого большого числа бесплодных пар (в России каждая четвертая семейная пара бесплодна).
— И сколько лет могут храниться яйцеклетки и донорская сперма?
— Десятки лет. Есть данные, когда сперматозоиды мужчины размораживались после 20 лет хранения. И у женщины, для которой они использовались, наступала беременность.
— Есть ли статистика, какой процент женщин беременеет с первой и со второй попытки?
— Такая статистика учитывается в специальном регистре Российской ассоциации репродукции человека (РАРЧ). Ведется он уже 30 лет. Каждый год в нем фиксируется частота наступления беременности. В среднем 35–36% женщин беременеет с первой попытки, то есть треть. Примерно столько же и со второй попытки.
— В России сейчас примерно миллион «экошных» детей. Есть ли вероятность встретиться девушке и молодому человеку, зачатым с помощью биоматериала от одного мужчины? И если они станут мужем и женой, каким у этой пары может быть потомство?
— Такие ситуации не исключены. Поэтому по исполнении 18 лет этих молодых людей надо информировать о том, как они появились на свет. В Германии это делается в обязательном порядке. В России в целях предотвращения таких случаев действует ограничение: не более 8 детей от одного мужчины, родившихся в одном регионе.
«Суррогатное материнство — только по медицинским показаниям»
— Ирина Ивановна, сегодня и суррогатные матери стали более востребованы. Насколько совершенны в этом плане российские законы?
— Прямо скажу: законы в этой области несовершенны и требуют серьезной доработки. Первое, что надо бы сделать, — осуществлять суррогатное материнство только по медицинским показаниям. Если, к примеру, у женщины с рождения отсутствует матка или есть другие патологии. Вообще, в законе должны быть предусмотрены все факторы, как со стороны суррогатной матери, так и со стороны биологических родителей. Заключен нотариальный договор, где должны быть прописаны их права и обязанности о возмездном оказании услуг.
Пора юридически решить вопрос передачи новорожденного биологическим родителям. Если суррогатная мать согласилась выносить ребенка для бесплодной пары, то она должна отдать его «заказчикам». Но так бывает не всегда, есть немало нюансов, когда или суррогатная мать решила оставить ребенка себе, или биологические родители передумали его забирать.
— Анархия до сих пор продолжается и нет четких правил?
— Сегодня все происходит более-менее цивилизованно. Это не 90-е годы, когда была полная анархия в этом плане и никаких регламентов. Сегодня договор, который составляют суррогатные мамы и биологические родители, предусматривает многое, вплоть до смерти кого-то из этого треугольника. Например, если погибают биологические родители, а беременность до 12 недель, — возможны различные варианты, в том числе аборт; если беременность больше 22 недель — другие варианты. Жизнь такова, что все бывает: человек может потерять здоровье, умереть… Кто в этом случае должен оплачивать «заказ»?
— Считается, что самому искать суррогатную маму даже опасно. В чем может быть подвох? И через кого тогда искать?
— Я не приветствую родителей, которые сами ищут суррогатных мам. Они не могут проверить ни их здоровье, ни финансовое состояние, ни юридический статус… Сегодня для этого есть юридические компании, которые имеют право «пробить» претендентку на суррогатное материнство по линии МВД, посмотреть, была ли она судима, замешана ли в каких-то нехороших делах. Ведь для суррогатной матери это заработок: если женщина пошла на такой шаг, она не альтруистка. Но после выполнения своей функции она должна отдать ребенка биологическим родителям.
Четкого правового регулирования суррогатного материнства пока нет. Поэтому мандражируют все: и будущая мама, и те, кто заказал ребенка. Как поведет себя беременная после рождения младенца? Может решить оставить его себе (сегодня она имеет на это право), а может попросить добавить денег к уже полученной сумме. Бывают очень сложные ситуации. Например, суррогатная мама может отказаться дальше вынашивать заказанную беременность, если вдруг ее «осенило» или появились проблемы со здоровьем. Она может расторгнуть договор, но должна выплатить неустойку. Ведь многие женщины не рассчитывают свои силы, в плане здоровья в том числе. Некоторые говорят: «Ну, подумаешь, родила себе двоих, рожу и третьего». А третья беременность может пойти не так гладко.
И существующий закон предусматривает далеко не все.
— А бывает случаи, когда биологические родители отказываются от «заказанного» ребенка?
— Такое тоже бывает. Например, малыш родился с «заячьей губой». Кто-то отказывается от такого ребенка. Хотя этот недостаток легко исправляется.
— Есть ли предельный возраст для суррогатной матери?
— Она должна быть в возрасте до 35 лет, более старшие не должны об этом даже помышлять. А самый лучший возраст для такой беременности — до 30 лет.
— Значит, «производство» детей сегодня можно поставить на поток? Какие пожелания вы можете высказать государству?
— Вопрос этот очень деликатный. В России протоколов ЭКО уже миллионы, но родившихся детей пока чуть меньше или чуть больше миллиона. Учтено пока примерно 10% родившихся с помощью такой технологии детей. Многие маленькие центры просто не подают свои данные в общий регистр.
Выходит, если нет четкой статистики таких детей, невозможно оценить и уровень их здоровья, и другие важные показатели.
…Итак, со дня появления на свет первого «экошного» ребенка прошло 42 года (25 июля 1978 года в Великобритании родилась первая девочка «из пробирки» Луиза Браун). В России первой ЭКО-девочке Алене Донцовой в этом году будет 32 года. А всего в мире, по данным прошлого года, 17 млн «экошных» детей.
— Представьте, этими детьми можно было бы заселить целые скандинавские страны, — удивляется сама эксперт Ирина Витязева.
А на вопрос, что бы она пожелала нашему государству, озабоченному увеличением рождаемости, Ирина Ивановна ответила:
— В первую очередь более рационально использовать деньги, выделенные на ЭКО, чтобы в первую очередь ими могли воспользоваться женщины, которые находятся в репродуктивно-активном возрасте. И бесплатных попыток на экстракорпоральное оплодотворение давать больше, чем сейчас. Возможно, сделать бесплатными дорогостоящие обследования причин бесплодия у женщин. Сегодня они очень дороги, и мало кто из женщин способен выложить за это сто, а то и более ста тысяч рублей.
А бесплатных обследований мужчин при ЭКО сегодня и вовсе не предусмотрено. Даже анализы на СПИД, сифилис, гепатит мужчина должен сдавать платно. Несправедливо.
Пора и на суррогатное материнство обратить внимание. Это одна из программ ЭКО, медицинская технология, помогающая бездетным парам становиться родителями.