— Вызывает некоторое недоумение обнаружение вируса именно на разделочной доске. Сегодня известно, что вирус относительно непродолжительно сохраняется на поверхностях, что в данном случае, получается, опровергается.
— Китайские вирусологи заявили также, что новый пекинский вирус более контагиозен, то есть заразен.
— Заразный — это, к счастью, не значит, что обязательно вызывает более тяжелые случаи заболевания. По мере продвижения пандемии вирулентность вируса, то есть его способность вызывать тяжелые формы заболевания, несколько снижается. Возможно, контагиозность действительно нарастала, но параллельно агрессивность вируса снизилась. Из Китая нет сообщений об огромном количестве реанимационных больных. Но то, что вирус, похоже, действительно меняется и приобретает новые свойства, вспышка косвенно подтверждает.
— Из чего можно сделать такой вывод?
— Как раз из того, что нет сообщений о тяжелых случаях болезни. Как это было в начале: когда он только пошел, было сразу же много тяжелых и летальных исходов, а тут нет. Хотя, возможно, мы получаем неполноценную информацию.
— Как вы считаете, Дональд Трамп справедливо требует расследования обстоятельств возникновения пандемии в Китае?
— Отвлечение населения от больших проблем для правящих всегда полезно. Так что требование этого расследования может быть просто отвлекающим маневром. Но в принципе эту проблему надо изучать: откуда появился вирус, как распространился. Мы должны понимать это на будущее, если появится новый вирус. Но это касается всего мира.
— Видоизменяется ли вирус в России?
— Пока таких сведений мы не имеем.
— Возможна ли вторая массивная волна в Китае?
— Полностью исключить этого нельзя. Особенно если предположить, что вирус меняется, а значит, по отношению к нему достаточной иммунной прослойки может не быть.
— Действительно ли нужен иммунитет к разным штаммам коронавируса? И те, кто переболел одним, могут заболеть каким-то еще?
— Если говорить о гриппе, то мы точно знаем, что иммунный ответ носит штаммоспецифический характер и к каждому штамму нужен иммунитет. Что касается коронавирусов, то по ним сейчас очень много вопросов. Есть предположение о том, что антитела после сезонного коронавируса должны играть роль в создании иммунитета к новому SarsCov2, но пока точных данных нет, все нуждается в исследованиях. Мы даже не знаем, сколько во время сезона болеет коронавирусами, гипотетически их 10–15%. И этот вопрос, конечно, открыт.
— Я читала у одного врача из Киева, что у них есть уже единичные случаи повторных заражений пациентов через три месяца. У них заболевания протекают тяжелее и приводят к сепсису в связи с антибиотикоустойчивостью, которая усиленно вырабатывается в ходе первой госпитализации. Есть ли в мире аналогичные случаи?
— Подтвержденных случаев повторного заражения в мире пока нет. В случаях, о которых вы говорите, речь, возможно, идет о затяжных формах заболевания. Или вообще о разных заболеваниях. Что касается сепсиса, то это свидетельствует о том, что произошли глубокие нарушения иммунной системы и заболевание может принимать отдаленные осложнения, в том числе в виде срыва иммунной системы после перенесенного заболевания. Ну а лабораторно подтвержденных данных о повторных случаях COVID-19 у одного человека ни у нас, ни за рубежом нет.