Честно говоря, я думала, что я такая одна. Вы даже не представляете, какое облегчение испытала я, прочитав исследование профессора Пола Гарнера.
8,5 недель. Именно столько времени я живу с коронавирусом. С медицинской точки зрения я перенесла инфекцию достаточно легко - не была на ИВЛ, с нормальной сатурацией, наполняемостью организма кислородом, и даже итоговое поражение легких КТ-1 меньше 25% на фоне многих трагических историй кажется совершеннейшим пустяком.
Тем не менее, я продолжаю ощущать, что со мной что-то не так, даже спустя два месяца после начала болезни.
«Может быть, ты себя накручиваешь?» - мягко интересуются родные, когда в ответ на очередное дежурное: «Как ты себя чувствуешь?» вместо долгожданного: «Все в порядке», они день изо дня слышат раздражённое: «Никак».
Качели. Сегодня хорошо. Завтра плохо. То полна энергии, то не могу подняться с кровати. Час назад температура 36.4 – и вдруг подскакивает до 37.1. Одну ночь не могу заснуть от кашля. А на следующую он исчезает, как будто бы его и не было.
Это ни разу не похоже на грипп. Это вообще ни на что не похоже.
Как будто бы в каком-то фантастическом романе вирус-чужой влез во все системы организма и перестраивает, модифицирует, отлаживает их под себя, под свои нужды.
Просыпаешься от противной, тянущейся мышечной боли, которая за ночь перемещается по всему телу: сначала болят руки, потом шея, левая половина, правая, лопатки, правая и левая, и... обратно. Боль задерживается в одной из конечностей, затихает и снова начинает своё тихое путешествие.
«Чувствую себя трансформером, - пишет москвичка Елена, также имеющая странную симптоматику после выздоровления. - Вроде детали те же, а ощущение, что тело в целом теперь живет по другим, не известным до этого правилам. А вдруг этот вирус останется внутри нас навсегда? Ну, как герпес, например. Если один раз попал в организм, то там и сидит, встроившись в наш ДНК и никак не проявляя себя при анализах».
И я тоже уже не знаю, что от оставшегося – «я», а что - «оно».
Это не похоже на выздоровление, скорее, на краткосрочную ремиссию. Потому что бывают дни, когда у меня совсем ничего не болит. Но я не успеваю привыкнуть к этому и обрадоваться.
Дергаюсь, когда рано утром подруга по несчастью присылает привычную СМС: «Ну, как обоняние?» А что ему за ночь сделается? То, что месяц назад воспринималось забавным приколом: а давай-ка все перенюхаем, сейчас дико бесит: шашлыки (специально покупали) ничем не пахнут, нашатырь сразу отдаёт в затылок, алкоголь – как вода, духи – только если брызнуть в нос и сильно.
Наиболее ярко проявляется аромат безудержного хлорирования, это чуть ли не ежедневно моют полы соседи, всего в доме 5 или 6 случаев заболевания, о которых я знаю, один летальный исход.
Профессор Гарнер, первым описавший это нетипичное течение COVID-19, предполагал, что его болезнь, как и многих других, пройдет через 14 дней.
Вместо этого симптомы раз за разом тоже возвращались. В общей сложности Гарнер целых 7 недель словно «катался на американских горках плохого самочувствия, эмоциональных крайностей и чрезвычайного утомления», как написал он об этом в своём блоге для British Medical Journal. Это был пугающий опыт.
Он чуть ли не каждый день – «прямо как адвент-календарь» – открывал у себя новые признаки: от артрита до тиннита. Всякий раз, когда ему становилось лучше, болезнь возвращалась.
Гарнер начал искать единомышленников: «Я нашел участницу марафонов, - описывает в своей публикации учёный. - Она на второй неделе болезни попыталась пробежать 8 км, после чего свалилась с ознобом и проспала целые сутки».
После своей публикации, рассказывает Гарнер, он получил множество писем и телефонных звонков от благодарных читателей, которые думали, что сошли с ума, раз никто открыто больше не описывает такого. «Я публичное лицо, так что это вполне понятно. Что до вируса, он явно вызывает множество иммунологических изменений в организме, много странных патологий, которые мы еще не понимаем».
Согласно последним изысканиям, примерно каждый 20-й заболевший COVID-19 довольно долго мучается так же, как профессор Гарнер – «в режиме вкл-выкл». При этом не понятно, как долго это может продолжаться. Сам профессор считает, что лучше всего провести параллель с лихорадкой денге, которой он также в свое время переболел. «Денге приходит и уходит. Все равно что ездить с не снятым ручником в течение 6–9 месяцев».
Выявлено уже 15 различных типов симптомов, а общий паттерн – периодические улучшения и ухудшения самочувствия. «Я изучил около сотни заболеваний, и ковид – самое странное, что мне довелось видеть за всю мою медицинскую карьеру», – признается Тим Спектор, профессор Лондонского королевского колледжа, возглавляющий группу исследователей.
Научных объяснений того, что происходит, почему у одних все проходит почти бессимптомно, а у других болезнь затягивается, пока что нет. Возможная причина – перенапряжение иммунной системы и вызванная этим продолжительная реакция. В любом случае рецидив возможен...
Мои собратья по несчастью собираются в группах, где пытаются хоть как-то поддержать друг друга и понять, как с этим бороться. Правда, это не в России. У нас отношение к таким, как я - особое: «Нечего ныть, выжил и радуйся».
Выжил - а что дальше?
Вчера я прочитала, что коронавирус как сезонный грипп может возвращаться ежегодно снова и снова...
Пожалуйста, только не это, такого я просто не вынесу.
Молитвы последних дней: пусть они только существуют! Антитела!
Читайте материал "Иммунитет к COVID-19 выработался шесть лет назад от других "простуд"