— Первый выезд кареты «скорой помощи» к больному состоялся 15 октября 1919 года, ровно 100 лет назад. К пострадавшему с переломом нижней конечности выехал врач Леонид Григорьевич Овосапов, — рассказал Николай Филиппович. — Именно этот день и считается днем рождения Московской станции скорой и неотложной медицинской помощи. Чуть ранее, 18 июля 1919 года, был подписан протокол заседания Коллегии врачебно-санитарного отдела об организации такой станции в Москве. Первоначально служба размещалась в трех комнатах НИИ им. Н.В.Склифосовского, тогда это была Шереметьевская больница.
В первое время «скорая» выезжала по вызовам только в общественные места и на улицы: если, например, упал и повредил себя человек, ранили кого-то во время драки и т.д. И только в 1926 году врачи начали выезжать к больным домой. Амбулатории после восьми часов вечера закрывались. Но люди же болеют и по ночам, поэтому при станции появился первый пункт неотложной помощи на дому.
— В самом начале врачи «скорой» выезжали только по вечерам и по ночам. Но в городе в то время практически не было освещения, в квартирах — даже обычных телефонов, редкостью были и уличные телефоны-автоматы. Как в то время была организована служба? Больные же как-то выживали...
— Ее работу организовал выдающийся врач Александр Сергеевич Пучков. Он возглавил эту станцию в 1923 году и руководил ею в течение тридцати лет. Его ключевым достижением и стало создание системы скорой и неотложной помощи в столице. Благодаря инициативе Пучкова в России начала функционировать первая в мире служба помощи для болеющих на дому и заработала «скорая» для психиатрических больных. Он приложил руку даже к созданию автомобиля для «скорой».
— А если сравнить сегодняшнюю сеть службы «скорой» по масштабам с той, столетней давности, чему можно удивиться?
— Удивляться можно многому. Все начиналось с двух карет и 49 медработников. Сегодня в городе каждые сутки дежурит 1040 бригад. А общее число работающих в коллективе станции — 11 тысяч человек. Из них более 2 тысяч — врачи и свыше 8 тысяч — фельдшеры. Поразит и профиль бригад: сегодня есть общепрофильные, специализированные — реанимационные (детские и взрослые), педиатрические, психиатрические, экстренноконсультативные. Кстати, московская «скорая» — единственная в нашей стране, которая имеет полный набор бригад, предусмотренных нормативными документами.
— Где-то читала, что москвичей только за одни сутки обслуживает более тысячи бригад. Это правда?
— Если быть точным, то в Москве каждые сутки работают 1040 бригад, готовых оперативно прийти на помощь. Из них 913 бригад общего профиля и 108 специализированных: 26 бригад анестезиологии и реанимации, в том числе 4 детской реанимации, 62 педиатрических, 20 психиатрических и 19 экстренных консультативных.
— Не слабо. Где-то в мире есть подобное? Или в этом смысле Москва впереди планеты всей?
— Без всякого преувеличения, аналогов московской «скорой» не существует. Вообще мало в каких странах в «скорой» работают врачебные бригады, которые выезжают на дом к пациентам. Например, даже в таких столицах, как Лондон, Нью-Йорк, Тель-Авив, в «скорой» в основном парамедики или медицинские сестры. Они обучены лишь оказывать первую помощь, их задача — доставить пациента в стационар.
— Николай Филиппович, но пробки в столице, наверное, — настоящий бич для бригад «скорой». Как они умудряются добираться до пациентов менее чем за 10 минут?
— Выход найден: создано 60 подстанций, которые размещены в разных районах города. Чем ближе они базируются к обслуживаемым территориям, тем быстрее врачи приезжают к больным по вызову. Город намерен и дальше развивать их сеть. Например, только с 2011 года введено в строй 6 новых подстанций, и еще 6 будут построены до 2023 года. Особенно это важно для Новой Москвы, где прежде их не было. В 2018 году введена подстанция в г. Троицке. В Щербинке, Коммунарке, городе Московском и поселке Киевском подстанции уже строятся.
— Но вряд ли возможно в двенадцатимиллионном городе обойтись без опозданий к больным. Город растет, расширяется. И без аварий на дорогах не обходится. Где будете искать выход?
— В принципе, выход уже найден — с помощью управленческих решений. Медицинские работники столичной «скорой» провели анализ, где и на каких дорогах чаще всего происходят ДТП, и создали 18 так называемых трассовых постов. Сейчас 10 расположены на МКАД, 3 — на Третьем транспортном кольце и еще 5 — на остальных городских магистралях. Они расположены поблизости от этих трасс. Если возникает потребность в скорой помощи, а бригада свободна, ее направляют туда, где в данный момент она нужнее.
Огромное влияние на скорости «скорой» оказывает и улучшение транспортной доступности в городе.
К тому же все машины «скорой» оборудованы системой навигации и позиционирования, оснащены планшетными компьютерами. По федеральному нормативу на вызовы в экстренной форме, когда есть угроза для жизни, «скорая» должна приехать к пациенту в течение 20 минут. Но в Москве ушли от этого стандарта еще в 2010 году, когда бригада ехала к пациенту по расчетному времени. Сейчас же достаточно внести адрес в планшет, и он покажет, когда машина может добраться с учетом трафика. Сегодня среднее время приезда «скорой» к пациенту около 10 минут, или почти на 10 минут меньше, чем в 2010 году.
— Сегодня все зациклены на цифровизации. Помогает ли она быстрее обслуживать больных, звонящих в «скорую»? Трудно даже представить, сколько звонков поступает к вам. Раньше, насколько мне известно, были жалобы на время ожидания ответа...
— Да, еще в 2012 году время ответа диспетчера станции «скорой» на звонок составляло 45 секунд. Но после внедрения нового цифрового call-центра, уже в 2015 году, удалось снизить время ожидания до 11 секунд, сегодня — до 3–4 секунд. Таким образом, время ожидания ответа фактически сведено к минимуму.
— И сколько человек теперь дежурит на телефонах? Десятки, сотни?
— В Едином городском диспетчерском центре нашей станции круглосуточно дежурит около 200 диспетчеров, 65 из них принимают звонки по телефону «103». Это фельдшеры и медсестры, имеющие среднее специальное медицинское образование. В день поступает до 15 000 обращений. На одного диспетчера приходится около 350 звонков. Вот им и удается сократить время ожидания ответа пациентом на звонок (в среднем) до 4 секунд. Это позволяет и бригадам быстрее выезжать на вызовы к пациентам.
Кстати, все процессы приема и обработки вызовов полностью автоматизированы. Каждая бригада оснащена планшетными компьютерами, подключенными к системе ЕМИАС (Единая медицинская информационно-аналитическая система), что позволяет уже по пути к пациенту видеть данные его электронной карты. В случае выявления сосудистых патологий благодаря системе АС «Стационар» доктора могут узнать, в какой из больниц в данный момент свободны операционные.
— А если позвонит, например, японец или другой иностранец?
— Диспетчеры столичной службы скорой помощи, конечно, не владеют многими языками. Но на английском могут принять вызов и отправить к пострадавшему нужного специалиста. В ближайшее время штат операторов пополнится еще и испаноговорящими сотрудниками.
— Многие врачи «скорой» жалуются, что слишком уж тяжела ноша — врачебный чемоданчик. Это так?
— К сожалению. Сумка-укладка медицинского работника скорой помощи весит 8 кг. Но в этом есть необходимость: в ней умещается 97 наименований лекарственных препаратов и 34 наименования медицинских изделий, которые находятся в каждой машине «скорой помощи» в Москве. С таким набором, думаю, врачи «скорой» смогут помочь каждому пациенту.
…А что будет еще через сто лет? Лучше и не загадывать.