Активное долголетие важно для каждого
— Еще лет 8–10 назад нельзя было представить, что на тему старения будут проходить форумы, конференции, создаваться специальные программы, стратегии, нацпроекты, — говорит руководитель секции «Старшее поколение» Совета по вопросам попечительства в социальной сфере при правительстве Российской Федерации, сопредседатель рабочей группы на базе Высшей школы экономики по созданию концепции активного долголетия и индекса активного долголетия для России Мария Морозова. — Давайте поймем, почему мы в последнее время уделяем столько внимания этому. Ответ очень простой: старение становится основным драйвером демографических и социальных процессов. Пожилых людей становится больше, молодых — меньше, что влияет на отношения внутри семьи, внутри общества, на рынке труда. Помимо этих факторов старение как никакая другая проблематика касается каждого — если, конечно, повезет дожить — и связано с образом жизни, возможностями, проблемами. Мы пожинаем плоды всей своей жизни.
Термин, ставший очень расхожим, — «активное долголетие» — не случайно появился и в России. Если переводить его дословно с английского, он звучит как «активное старение», то есть процесс перехода в новый возраст на определенных принципах. В России термин перевели именно так не случайно: эксперты посчитали, что «активное старение» люди могут воспринять негативно. Но оказалось, что и с «долголетием» не все так просто. «Для румяных бодрых людей, готовых заключать повторные браки, ходить на йогу и прыгать с парашютом, — вот для них неплохо организовать кружки и секции, куда-то их отправить… Так россияне воспринимают термин «активное долголетие». Особенно в регионах», — поясняет Мария Морозова.
На самом деле «активное долголетие», «активное старение» — это очень серьезный, принципиальный подход к старшему поколению, который в первую очередь рассматривает их не как обременение для общества, а как объект заботы — в первую очередь государственной. Не случайно Всемирная организация здравоохранения предлагает классическое определение старения: процесс оптимизации возможностей для обеспечения здоровья, участия в жизни общества и защищенности человека на протяжении всей жизни. Из этого следует, что политика активного долголетия осуществляется не только в отношении старших, а в интересах всех.
Догнать и перегнать Евросоюз
Индекс активного долголетия — новый для России, но привычный для Европы механизм оценки уровня жизни пожилых людей. Он помогает понять, какой потенциал людей старшего поколения государство еще недостаточно использует. На основании индекса формируется концепция активного долголетия. Со временем России предстоит разработать свои определения и индикаторы, которыми измеряется активное долголетие. Ну а пока Росстат и Высшая школа экономики в пилотном режиме протестировали индекс, общепринятый в Евросоюзе.
Вот какие выводы сделали специалисты. «Если сравнивать с 28 странами Евросоюза, будем считать, что Россия в этом рейтинге 29-я. Граждане России в возрасте 55+ реализуют свой потенциал к активному долголетию на 17 процентов меньше, чем в среднем в Европе, и на 37,3 процента отстают от лидера — Швеции», — комментирует Мария Морозова.
Какие основные барьеры для достойной старости позволил выявить этот индекс? Перечень неутешителен: плохое состояние здоровья пожилых людей, относительно низкая продолжительность жизни, неразвитая инфраструктура для волонтерской деятельности, непрерывного образования, физической активности и использования возможностей цифровых технологий и цифровой экономики. Только 1,2% наших граждан в возрасте от 55 до 74 лет посещали образовательные мероприятия в течение этого года.
Молодежь не должна отрываться от родителей
— «Общество пенсионеров» определило для себя три крупные идеологические платформы, — говорит его председатель Валерий Рязанский. — Первая — нагружать свой интеллект. Вторая — дать возможность продолжать быть активными, физически здоровыми и по мере сил поддерживать в себе физическую активность. И, наконец, хотелось бы создать атмосферу внутренней гармонии человека, дать возможность ему жить в согласии с самим собой. В нашей общественной организации работает 1,5 млн человек. Мы представлены практически в каждом из субъектов Российской Федерации. Чтобы настроить механизм работы, нужна помощь региональных структур — структур, которые трудятся «на земле».
Валерий Рязанский подчеркивает: всегда нужно обращать внимание на охват участников. Например, 90 тысяч человек участвовало на старте спартакиады — это пропаганда здорового образа жизни, а значит, и пропаганда активного долголетия. «В образовательном процессе главное для нас даже не поддержка квалификации. Этим должны заниматься профессионалы — например, специалисты Министерства труда и социальной защиты. Наша задача, чтобы пожилые люди постоянно поддерживали в себе тонус. Молодежь начинает от нас отрываться — в понятийном аппарате, в образовательном, в учебном. А чем опасен отрыв молодежи? Мы перестанем понимать друг друга. Может образоваться межпоколенческий разрыв, который ни в коем случае не должен произойти. Наша задача — передать потенциал следующему поколению».
Важная задача, которую выделяют специалисты во всем мире, — постоянное повышение квалификации. Это можно называть образованием, просвещением, образовательным подвижничеством — в любом случае это капитал, который человек накапливает в течение жизни.
— Очень важно найти баланс между запросом на образование у старшего поколения и возможностями, которые мы предоставляем ему. Речь идет о несоответствии актуальных потребностей пенсионеров в знаниях и структуры предлагаемых образовательных программ; о растущей коммерциализации образовательных услуг, в том числе в государственных образовательных учреждениях; о слабой подготовке многих пожилых людей в области компьютерных и цифровых технологий, что не позволяет пенсионеру воспользоваться возможностями современных образовательных программ в сети Интернет, — отмечает Рязанский. — Важно оценить актуальность существующей нормативной базы и уровень федеральных и региональных документов, касающихся образования людей пенсионного возраста с целью обеспечения комплексного и эффективного подхода к этой чрезвычайно важной теме.
Регионы обучают и выигрывают
«Образование в старшем возрасте — один из важнейших аспектов здорового и активного долголетия. Мы видим растущий интерес участников проекта «Московское долголетие» к образовательным направлениям и обучающим программам — более 12,5 тысячи москвичей старшего возраста прошли обучение в Серебряном университете, и количество абитуриентов и образовательных направлений продолжает расти. Кроме того, к «Московскому долголетию» присоединяются ведущие вузы страны и впервые открывают свои двери для горожан старшего возраста», — говорит Владимир Петросян, руководитель Департамента труда и социальной защиты населения города Москва.
— Для Татарстана, как и для других субъектов Российской Федерации, характерно старение населения. Доля граждан старше трудоспособного возраста в нашей республике составляет 25%, — говорит председатель правления регионального отделения Союза пенсионеров России по Республике Татарстан Любовь Мишина. — Многие из них сохраняют высокий интеллект, потребности участвовать в социальной и экономической жизни. Наше отделение накопило практический опыт использования социальных инноваций для включения пенсионеров в активную жизнь. Наш негосударственный университет третьего возраста работает при поддержке республики еще с 2007 года.
Обучение проводится бесплатно, с октября по май, на базе 95 муниципальных образовательных учреждений. 96 преподавателей трудятся на благотворительной основе, с частичной оплатой труда за счет грантов и средств целевой поддержки из бюджета республики (в прошлом году он составил 5 млн рублей). За период работы проекта обучение прошли 66 тысяч татарстанцев старшего возраста, в том числе проживающие в сельской местности. Больше половины из них освоили компьютер и Интернет.
Диалог поколений становится сложнее
Есть целый спектр методов, с помощью которых можно решать образовательные задачи для людей старшего возраста. Профессор практики Московской школы управления Сколково, руководитель проекта «Глобальное будущее образование» Павел Лукша занимается исследованием и прототипированием новых походов к образованию на протяжении всей жизни.
— В течение долгого времени при обсуждении обучения людей по программе «Активное долголетие» доминировал квазиэкономический подход: есть продуктивный возраст человека и есть возраст дожития, — говорит профессор. — С этой точки зрения люди старшего возраста могут развиваться, реализовываться и приносить пользу обществу именно в экономическом смысле. Эта логика, согласно которой выстраивалось образование последние 200 лет — так называемая индустриальная парадигма, — говорит: мы готовим людей к тому, чтобы они потом стали активными экономическими агентами. Поэтому мы сосредоточиваемся на школе, колледже, университете, поэтому нам так важна профориентация, поэтому, когда мы говорим об образовании в течение жизни, мы, как правило, говорим о профессиональном образовании до развития навыков. Таким же образом мы подходим и к образованию для людей старшего возраста.
— Важно, чтобы, получив бесплатное образование в пожилом возрасте, человек не был обязан устраиваться на работу. Государство не должно исходить только из экономической выгоды. Учеба важна для самореализации, внутреннего развития. Исследования говорят, что социальная активность человека отодвигает ухудшение его здоровья на месяцы и годы, — подчеркивает Мария Морозова.
Вторая позиция — гораздо более гуманистическая: старость — это важный, особый возраст. У человека есть интересы, запросы, в том числе возможность принести в мир накопленную мудрость. Есть очевидная роль старшего поколения в воспитании, в наставлении. И эта роль не только экономическая: люди должны найти себе место в семье. Сейчас из-за быстрых изменений в обществе старшее поколение нередко становится исключенным из семьи. Требуется восстановление диалога поколений, который может происходить как в семье, так и в более широком смысле — в городском сообществе. Активные пенсионеры могут плодотворно повлиять на развитие города.
Нужно чаще общаться
Третья позиция, о которой говорит Павел Лукша, — в некотором смысле философская. Помимо ролей, заданных человеку внешне, по отношению к обществу, есть еще человек по отношению к самому себе — человек, развивающийся в течение жизни, накапливающий мудрость. Как правило, в индустриальном обществе процессы, происходящие с человеком изнутри, игнорировались, они были не так важны. И этот третий взгляд говорит, что даже если экономика, общество не признают ценности пожилого возраста, он не перестает быть значимым для самого человека. И у него есть свои особые задачи. А дальше, отталкиваясь от каждого конкретного человека, общество должно создать ему возможности реализации.
Нельзя позволять человеку выпадать из социума. А если это произошло, его необходимо вытаскивать. Нужно мотивировать людей, которые в силу специфического устройства наших социальных коммуникаций уже частично выпали из активной социальной жизни.
— Общение с пожилыми людьми принципиально ничем не должно отличаться от любого другого, — подытоживает консультант по коммуникационному менеджменту, исполнительный директор Российской ассоциации по связям с общественностью, профессор Департамента интегрированных коммуникаций НИУ ВШЭ Юлия Грязнова. — Это важно понимать, потому что мы часто оберегаем пожилых людей, думаем, что они уже не ориентируются в некоторых ситуациях, излишне волнуются. Однако таким образом мы их «выключаем» из активной социальной жизни. Наша задача — не давать им «выключаться», если они этого не хотят. Если человек здоров, снижение уровня коммуникации — это дискриминация.