Как бросить курить и прийти к здоровому образу жизни

Как страх за здоровье вынудил девушку отказаться от никотина

Коллеги по работе в «МК» порой удивляют не меньше, чем герои где-то на стороне. Вот и наша сотрудница — стройная молодая женщина, бильд-редактор Мила Баканова (ее задача — подбирать иллюстрации в текущие номера газеты) — сначала обратила на себя внимание тем, что питается исключительно растительной пищей. Ест очень мало и какие-то овощи, кашки из зерен, на ее столе всегда фрукты. Оказалось, она уже несколько лет как вегетарианка, занимается йогой, ведет активный и, как сегодня говорят, здоровый образ жизни. Семь лет назад отказалась от курения. Совсем.

Мне как человеку, много лет пишущему о медицине, захотелось узнать: как ей удалось преодолеть столь вредную привычку, от которой мало кому удается избавиться? И какие у нее сегодня, официально говоря, параметры здоровья?

Сейчас и вы узнаете об этом.

Как страх за здоровье вынудил девушку отказаться от никотина

«Не заметила, как стала выкуривать пачку в день»

— Первый раз я попробовала курить, когда мне было всего лет пять. Ранним летним утром бабушка была на работе, а дед спал. Я тихонечко взяла со стола дедову пачку папирос «Беломорканал» и вышла на балкон, который хорошо закрывала зелень деревьев. Было тихо и тепло, я села на корточки, вытащила одну папиросу, зажала ее зубами и, чиркнув спичкой, попыталась прикурить. Резкий запах ударил мне в нос, табак попал в рот, и я почувствовала его ужасную горечь — было очень противно, сморщившись, прекратила свой эксперимент. Тихо возвратилась в комнату, положила дедову пачку папирос обратно на стол и легла спать дальше. Вроде бы никто ничего не заметил…

Второй раз мне уже было 13 лет, и это были сигареты «Космос». Не то чтобы было желание покурить, нет. Просто в школе, где я училась, этим грешили учителя, которые мне нравились, и девчонки-одноклассницы, выглядевшие весьма уверенно (чего мне, тогдашнему подростку, не хватало). И я попробовала с одной из самоуверенных одноклассниц выкурить сигарету. Мне снова не понравились ни табачный запах, ни его привкус. Почувствовала ли я себя более уверенной — не помню; наверное, немножко да. Но одной сигареты хватило, чтобы понять, что это не мое.

С третьей попытки, а случилась она, когда мне было 15, я уже немного втянулась. Мы с одноклассниками выходили на переменах на улицу и, зайдя за школу так, чтобы не привлекать внимания, общались и курили. Мне тогда хватало 1–5 сигарет в неделю, просто за компанию. Для меня это уже было про взросление и самостоятельность. Правда, дома я даже не думала об этом. Только в кругу одноклассников.

А вот в 18 лет, когда вышла на работу, где все  коллеги дымили, я постепенно начала привыкать курить почти каждый день. В этот  период у меня появилась близкая подруга, которая курила. Мы виделись вечерами и непременно «травили» по сигарете. В итоге я около трех лет курила по чуть-чуть — за компанию. А потом знакомая сказала: не так просто бросить курить — и я ей ответила, что для меня это не проблема. Мне было тогда 19 лет.

С этого момента я уже могу назвать себя курильщицей, потому что сама начала покупать сигареты и иногда «стрелять» у брата. Со временем вокруг меня образовалось сообщество курящих людей. А когда начала учиться в колледже, там и вовсе больше половины группы дымили. Придя на работу в офис, поняла, что и здесь больше половины «травят себя». И позже, сколько бы ни меняла работу или круг общения, неизменно попадала в общество курящих людей.

В какой-то момент даже поймала себя на мысли, что курение будто и правда дает ощущение уверенности в себе. Подтверждали мое мнение и многие герои и героини фильмов — известная в мире Катрин Денёв (она для меня была примером как женский образ), а еще — Шэрон Стоун, Одри Хепбёрн, Орнелла Мутти… Не говоря уж про мужские образы: Аль Пачино, Марчелло Мастроянни, Ален Делон, Джуд Лоу… Да что там — весь кинематограф во время моей юности был пропитан никотином. Не только зарубежный, но и отечественный. А я всегда очень любила кино. На этих успешных людей хотелось походить. И я бессознательно следовала им. И не заметила, как стала выкуривать пачку в день. Даже дефолт 1998 года не остановил, хотя сигареты стали стоить в 4 раза дороже… А бывало, что уходило и две пачки в день, если в моей жизни случалось что-то экстремальное. Правда, сейчас, напротив, стало модным не курить.

При желании закурить включала музыку и начинала танцевать

И я уже стала понимать, что это ненормально. Время от времени стала ходить в бассейн, тренажерный зал, путешествовала верхом на лошадях, сплавлялась по рекам, ночевала в палатках, в отпуске ходила по горам…

Было тяжеловато. Однажды захотелось бросить эту привычку (мне было 23 года). И повод представился: поехали с друзьями на отдых, жили на острове в палатках. Знала, что у меня скоро закончатся сигареты, купить их там негде. Думала: просто перестану курить — и все. Продержалась 10 дней. Но как только оказалась на материке около магазина, сразу приобрела пачку и закурила. Оказалось, не все так просто. Продолжала «уничтожать себя» еще 13 лет…

Но вот мне уже за тридцать. Тяга к никотину невероятная: утро начинала с сигареты, вторую — под кофе, третью — на пути к работе, четвертую — около офиса перед работой. И в течение рабочего дня несколько раз заходила в курилку или спускалась на улицу, когда курилки в помещении запретили.

«Марафон самоуничтожения» продолжался. Сигарета перед обедом, после обеда, перед ужином, после ужина; в тамбуре поезда, в курилке аэропорта перед полетом, сразу после полета; в автомобиле, кафе, ресторане; на улице по дороге куда-либо; проснувшись среди ночи… И не дай бог, чтобы сигареты закончились вечером. Сон был тревожным, мешала мысль: а как же утром без них?!

Заметила, что стала быстрее уставать, появились пугающая одышка, зашкаливающая нервозность. Про запах изо рта даже не говорю. Но самое страшное — ночная тахикардия, когда просыпаешься посреди ночи, закуриваешь и всем телом чувствуешь неровный стук своего сердца. Ничего не болит, но нарастает страх за свою жизнь. И однажды этот страх победил. Мне уже 36 лет, я курильщица с 20-летним стажем! Все, бросаю! Но то, что читала на эту тему, не помогало.

Однажды, проснувшись утром, подумала: закончу оставшиеся у меня две пачки — и больше не буду. Чувствовала, что являюсь никотинозависимым человеком, в каком-то смысле наркоманом. Не могу заснуть, если знаю, что в пачке почти пусто. Страх за здоровье и злость на свою зависимость подтолкнули меня снова попробовать это прекратить. Немного волновалась, что не получится. Решила не истязать себя — выкуривать сигарету, если захочется. Но удивительным образом получилось без нее в первый день — это была победа, чего не ожидала. Победа и стала стимулом для продолжения. Каждый новый день без сигарет считала достижением, удивлялась собственной воле: жить без стимулятора. В первое время, когда хотелось закурить, включала музыку и начинала танцевать. Минут через 15 меня отпускало. Чудеса!

И вот не курю уже неделю, две, три, месяц… Все это время была дома (в отпуске). А через месяц решила выйти куда-нибудь и посмотреть на свои реакции: захочется ли мне курить?

Позвала подругу погулять, сходить в кафе. Встретились, перекусили, гуляем — и вдруг она говорит: «А чегой-то ты не куришь?» Говорю: «Бросила!» Она не поверила. Другую подругу пригласила повидаться. Зашли в ресторанчик, и она заказала столик в зале для курящих. А я поймала себя на мысли, что у меня не возникает такого желания.

И так, шаг за шагом, отвыкала от привычки. Правда, через пару месяцев после отказа решила пропить курс травяного настоя (рецепт нашла в Интернете, где было перечислено много трав, которые надо настаивать 1 час и выпивать стаканчик перед сном), чтобы очистить легкие от табачных смол. Что я и делала в течение полугода.

Обратной стороной отказа от курения было увеличение веса: за 2 года набрала 25 кг. Для меня это было очень много — пришлось привыкать. Но из-за стремительного роста веса случилось защемление какого-то нерва, начались головокружения, пошатывание… При обследовании врачи заключили: вегетососудистая дистония. Кстати, совсем не безобидное состояние, а комплекс функциональных расстройств, в основе которых лежит нарушение регуляции сосудистого тонуса вегетативной нервной системой. И его надо как-то преодолевать. Несмотря на головокружения, на свой страх и риск начала ходить, а через три месяца — бегать в соседнем лесопарке. И постепенно все прошло, и вес пришел в норму, но длилось это около года.

Хотелось ли мне курить все это время? Периодически — да. Но мне была очень дорога победа над вредной привычкой. Не курю уже почти семь лет. Но могу сказать: после отказа от курения и пережитых неприятных мгновений я будто вся обновилась. В мою жизнь вошли йога, вегетарианство, баня, бассейн, бег… Захотелось здоровья. И у меня получилось. И если кому-то пригодится мой опыт, буду очень рада.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27979 от 24 мая 2019

Заголовок в газете: Семь лет без сигарет

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру