Представитель нашей страны — статс-секретарь Минздрава России Дмитрий Костенников, выступивший на конференции в Нью-Дели, не лукавил, когда сказал, что «за восемь лет, прошедших с момента присоединения России к РКБТ, наша страна ввела в действие практически все предусмотренные в конвенции меры». Это действительно так. Сегодня запрещено курить на рабочих местах, в общепите, на вокзалах и в аэропортах, вблизи школ, в кинотеатрах, на остановках общественного транспорта и во многих других местах. В результате внедренных мер жители нашей страны сегодня защищены от пассивного курения. Исчезла реклама табака в газетах и с экранов телевизоров, в метро, с уличных плакатов и др. Запрещена выкладка сигарет в магазинах и киосках. Запрещены все формы продвижения табака — курево нельзя рекламировать во время спортивных соревнований на стадионах, во время развлекательных мероприятий в клубах, кинотеатрах и других местах, в художественных фильмах.
Ежегодно повышаются акцизы на табак, что снижает спрос на него и покупательную способность, особенно у молодежи. И как итог — курить стали меньше. А главное, сигареты стали недоступны детям и подросткам, к тому же они не видят привлекательной рекламы как самого процесса курения, так и ярких пачек сигарет.
Кстати, о самих пачках сигарет, упаковках. «Исследования показывают, — констатировали на конференции, — эффективные предупредительные надписи повышают уровень осведомленности общественности о рисках, связанных с курением, и могут повлиять на будущее решение о курении. Крупные и графические предупреждения могут мотивировать курильщиков бросить курить, препятствовать появлению новых курильщиков и помогают не начать курить снова».
Исследования также показали: наиболее действенны крупные цветные предупреждения на пачках, которые содержат и текст, и изображение. Предупреждения необходимо регулярно менять, чтобы не было эффекта привыкания к ним. 91 страна уже разработала требования для предупредительных изображений, которые наносятся на пачки сигарет. В некоторых странах картинки наносят и на упаковку других табачных изделий (сигары, кальяны, бездымные табачные изделия и табак для самокруток).
А «стандартизированная или простая упаковка пачек сигарет, как было заявлено на международной конференции, снижает привлекательность табачных изделий для курящих, повышает заметность и эффективность предупреждений о вреде курения, а также снижает вероятность введения курильщиков в заблуждение о вреде табака». Кстати, самой продвинутой в этом плане оказалась Австралия.
Чего ждать дальше? Собравшиеся в Нью-Дели считают, что «основной упор в этом году будет сделан на реализацию мер, направленных на сокращение спроса на табачные изделия, в том числе на простую упаковку и маркировку табачных изделий».