Ракета, тролли и Христос

Корреспондент “МК” прочитал рабочий вариант учебника “Основы православной культуры”

Корреспондент “МК” прочитал рабочий вариант учебника “Основы православной культуры”
Рисунок Алексея Меринова.

Учебники по основам православной культуры, вокруг которых сломано столько копий, готовы (пока для 4-х и 5-х классов общим курсом в 34 урока). И до конца года будут утверждены патриаршим редакционным советом. Текст оказался в распоряжении “МК”. Как и было обещано, он не носит религиозного характера. Однако это и далеко не культурологический предмет, как заявляло Минобрнауки.  


Среди прочего, школьникам будут объяснять конфликт добра и зла на примере троллей из "Снежной королевы", а душа сравнивается с ... космическим кораблем.


Посещение предмета, как и планировалось, будет добровольным (на выбор — ОПК, аналогичный курс по одной из других традиционных российских религий, универсальный курс мировых религий и светская этика). Однако на первом уроке в 4-м классе и на завершающих в 5-м будет присутствовать весь класс. Очевидно, власти решили отдать дань “государственной” религии страны.  

По словам автора учебника диакона Андрея Кураева, для большинства учителей и родителей, не говоря о детях, его курс станет первой книгой о христианстве. “В моем учебнике нет рассказа о творении мира в 6 дней: в пятом классе уже идет природоведение — и лучше не давать повода для конфликта уроков, тем более что и наш курс будут вести нецерковные люди, которые не будут стараться защитить церковную точку зрения”, — пояснил “МК” Кураев.  

Аналогичным образом автор подходит и к другим библейским сюжетам и проблемам православия. И с этой точки зрения его курс — никак не Закон Божий, чего откровенно опасались противники введения в школах основ православной культуры. Правда, это и не культурологический предмет, как заверяло руководство Минобрнауки. Вводимый с будущего года ОПК носит ярко выраженный этико-философский характер. Однако размышления о добре и зле здесь выстраиваются на сугубо христианской основе.  

Курс для 4-го класса разъясняет основные понятия православной культуры: Бог, икона, храм, Пасха. И сразу вводит нравственные категории: добро и зло, совесть, раскаяние, милосердие. Например, учит ребенка, что материальное богатство не дает абсолютного счастья: “У тебя могут украсть деньги или телефон. Но как выкрасть из сердца любовь, мудрость, веру? Земные богатства и счастье — не одно и то же. Если человек тяжело болен, никакое богатство не принесет ему радости”.  

Или призывает отказаться от мести: “Например, тебя обидели, ударили, обозвали — такое встречается часто. Как поступить? Дать сдачи? Отомстить? А Христос учил: “Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую. Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас”. Очень немногие люди смогли прожить жизнь в соответствии с этим советом Христа. Но если бы этих немногих людей не было, если бы все всегда мстили за себя — наш мир стал бы менее человечным... Даже мастера боевых искусств говорят, что “Лучший бой — это тот, которого удалось избежать!”.  

В курсе для 5-го класса понятия христианской этики усложняются — например, обсуждается, зачем творить добро. Одновременно углубляются и философские вопросы: отношение христиан к природе, к семье, к труду. И особенно к войне в контексте заповеди “Не убий” и правила “второй щеки”: “Христос учил прощать. Он учил любить даже врагов. Он говорил, что лучше подставить левую щеку, если тебя ударили в правую. Но это — когда речь идет об обидах, причиненных тебе. Ты можешь простить свою обиду. А если обижают твою сестренку? Маму? Родину? Если же надо защищать свою Родину, семью и веру — православный человек берется за оружие. Но при этом не становится машиной для убийств. Даже на войне надо оставаться человеком”.  

Материал, на котором выстраивается курс, сплошь и рядом носит светский характер. Например, сказка “Снежная королева”, где на примере троллей остроумно объясняется, кто такой лукавый. Или сравнение человеческого тела с ракетой при объяснении, что такое душа: выполнила свою задачу, вывела на орбиту космический корабль (душу) и сгорела. Детям, конечно, так понятнее и наверняка интереснее. Но взрослых эта двойственность будет раздражать. А потому несложно предсказать, что учебник подвергнется критике. Причем как со стороны ортодоксов, которые не увидят в нем ожидаемых чинности и благолепия, так и либералов. Тем наверняка не понравится, что автор отождествляет нравственность с православием, тогда как одно далеко не всегда является залогом другого.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру