Введение духовного курса не означает “оправославливание” страны — изучать религии будут по отдельности: сторонники одной из четырех традиционных религий, атеисты и фанаты единого курса мировых религий. Долбежкой Евангелия, Корана или Торы школяров одолевать никто не будет.
Опять же пугает добровольно-принудительный характер: курс будет обязательным для всех, но в каком виде его изучать, каждый решит сам — за младшеклассников родители, а старшие — сами. До последнего времени выбор ограничивался историей одной из традиционных религий российских народов (православие, ислам, иудаизм, буддизм) и светской этикой для всех прочих от огнепоклонников с язычниками до атеистов. Теперь Минобрнауки предлагает еще один вариант: желающие, заявил Андрей Фурсенко, смогут также пройти единый курс по истории и основам культуры всех главных мировых религий.
Уже в 2010 году новшество опробуют на четвероклассниках 18 регионов страны из шести федеральных округов, а к 2012 году оно распространится на всю страну. За это время власти должны определиться, сколько часов отвести дисциплине (пока речь идет о двух уроках в неделю), подготовить нужное количество учителей (сейчас педвузы таких предметников не выпускают), обеспечить учебниками педагогов и детей. Задача нелегкая. Тем более в авральные сроки, а главное, в отсутствие единства общественного мнения по этому поводу.
На деле, разъяснили “МК” в Правительстве России, эксперимент начнется по готовности школы: “для разработки необходимых материалов и подготовки учителей требуется время. Если успеют, начнем вести полугодичный курс для четвероклассников в 4-й четверти 2009/10 учебного года и закончим в первой четверти уже у пятиклассников. Если нет — изучение курса начнется с 1-й четверти 2010/11 учебного года. За это время учителя, которым предстоит вести эти предметы, должны пройти повышение квалификации. Но до того для них надо подготовить учебники и методички и издать учебники для детей. Пока же ничего этого у нас нет: одно поручение президента, да и то пока официально оно до нас не дошло”. Впрочем, начинать, по словам источника “МК”, будут не с чистого листа. Эксперты в спешном порядке собирают и анализируют учебники и методички, по которым Основы православной культуры до сих пор преподавались по местной инициативе. (Например, в Ярославской, Курской, Белгородской или Владимирской областях или республиках Северного Кавказа). Они-то и лягут в основу пособий по новому курсу.
Вторая серьезная проблема — переобучение педагогов. И, как выяснилось, удовольствие это дорогое. Потребуется, по оценке Андрея Фурсенко, примерно 40 тыс. учителей, а овладение ими новым предметом обойдется казне в сотни миллионов рублей. Но тут еще вопрос: где этих учителей брать?
Третье темное место — статус нового предмета. С одной стороны, это факультатив. А значит, вещь необязательная. Особенно если его введение не поддержит школа или даже целый регион. Однако в данном случае факультатив таки будет обязательным, подчеркивают в правительстве. А это — заявка на конфликты, особенно там, где с самого начала не поддерживалась идея введения в школах обязательных религиоведческих дисциплин.
Еще хуже дело с учебной нагрузкой. Тем более если ДНВ добавит не один, а сразу два часа к и без того перегруженной рабочей неделе четвероклассников. Дилемма получается неприятная: либо учебные перегрузки и стресс, либо изучение ДНВ за счет сокращения часов по другим предметам. В любом случае цена духовно-нравственного воспитания в школе получается высоковатой.
Главная же проблема — отсутствие гарантий, что под видом светских дисциплин в школьные классы не придет религия. Глава Минобрнауки, правда, уверяет, что “никакого перехода к преподаванию в школах религиозных предметов не должно быть и не будет”, и с этим якобы “согласились представители всех основных конфессий”. Между тем, приветствуя решение ввести в школьные программы новые предметы духовной направленности, первый зампредседателя Центрального духовного управления мусульман Альбир Крганов успел заявить: “Мы считаем, это справедливое решение — давать нашим детям религиозное образование с учетом поликонфессионального состава Российской Федерации”. А подготовка единого учебника по Основам православной культуры поручена редколлегии из представителей РПЦ во главе с протодиаконом Андреем Кураевым.