Учителей научат брать дань с учеников

Страховщики вербуют педагогов в агенты, а школьников — в клиенты

тестовый баннер под заглавное изображение

До сих пор считалось, что дети ходят в школу учиться, а учителя — учить. Но страховой бизнес решил покончить с этим отсталым взглядом на вещи. Как стало известно “МК”, в России готовится к введению программа “Страхование в образовании”, превращающая школьников в субъект добровольно-принудительного страхования от травм и гибели. Их учителей — в сдельно работающих страховщиков. А специально создаваемые агентства страхования социальных рисков — в фирмы с миллионными счетами.

28 августа 2008 года Экспертный совет по социальным программам Приволжского федерального округа принял решение о начале реализации проекта в своих регионах. В некоторых из них (например, в Удмуртии и Чувашии) процесс уже пошел. И то ли еще будет по всей России.
Схема расширения страхового бизнеса за счет миллионов школьников проста: достаточно лишь внедрить добровольно-принудительное страхование на год от несчастного случая, включая травму, увечье или смерть застрахованного лица. Пусть “плата за страх” сравнительно невысока — порядка 1—2 тыс. рублей в год по желанию родителей. Но коммерческая гениальность идеи в том, что страховыми случаями, как отмечается в справке об организации и проведении работ по реализации проекта “Страхование в образовании”, “становятся временная утрата трудоспособности вследствие несчастного случая, инвалидность или смерть”. То есть все то, что в школе происходит крайне редко.
Планируемая выручка только одной школы в Приволжском округе за 2009 год составляет около 2 млн. рублей (схема должна также охватить детские сады и пионерлагеря). Однако креативность авторов идеи идет гораздо дальше: им удалось придумать, как заработать эти деньги без малейших усилий.
Механизм работает так. Местное министерство образования подписывает с некой автономной некоммерческой организацией “Центр социальных исследований и инноваций” (ЦСИ) и закрытым акционерным обществом “Агентство страхования социальных рисков” (АССР) соглашение о реализации на своей территории проекта “Страхование образования”. Затем министерство “организует” в детских заведениях “разъяснительную работу” — другими словами, спускает в школы и детские сады указания с разнарядками страхования и продавливает их исполнение. “Центр социальных исследований” снабжает стороны документами друг о друге, а “агентство страхования” становится официальным посредником в деле страхования детей от временной нетрудоспособности с инвалидностью.
Страховые компании, как явствует из документов проекта, должны отбираться среди тех, “которые хорошо зарекомендовали себя на страховом рынке”. Однако на практике, признают сами устроители, пока для участия в проекте выбрана одна страховая компания. Да и та, как стало известно “МК”, не входит в двадцатку лидеров своего региона. Впрочем, заниматься страхованием при данной схеме не будет и она: вместе с остальными участниками профессиональные страховщики также будут лишь посредниками. Страховая услуга, отмечается в справке по проекту, будет максимально приближена к образовательному учреждению. Поэтому всю основную работу — агитацию школьников и родителей в пользу страхования, оформление документов, сбор взносов — от имени страховой компании будут делать школьные учителя.
К столь непривычной для себя роли учителей будут готовить: обучение, по условиям соглашения, берет на себя страховое агентство. Правда, будут ли их ради этого снимать с уроков, либо готовить после занятий вместо отдыха и сна, не уточняется. Не уточняется, и сколько учителя-страховщики будут получать.
Впрочем, в документах отмечается, что страхование учащихся от несчастного случая силами учителей будет осуществляться лишь на первых порах. Впоследствии будут реализовываться и более сложные страховые продукты, в том числе и накопительное страхование жизни, которое даст возможность ребенку по окончании школы получить финансовые средства для продолжения образования. Но и это не предел.
На старте — новые “услуги”. Например, страхование ответственности и имущества образовательных учреждений, которое может быть повреждено или уничтожено в результате пожара и последствий пожаротушения, стихийных бедствий, аварий систем обеспечения, противоправных действия третьих лиц. Да мало ли что еще?
Программа, по замыслу разработчиков, “должна реализовываться комплексно”. Например, организации, делающие в школах или детских садах ремонт, должны в обязательном порядке страховать свои объекты, а также свою гражданскую ответственность на случай причинения вреда имуществу, жизни и здоровью третьих лиц при проведении работ. Да и “организации, осуществляющие питание школьников, также могут застраховать свою ответственность на случай причинения вреда жизни и здоровью учащихся при оказании услуг общественного питания”. Так что учителя ждет непочатый край работы. И как он будет совмещать ее с учебной деятельностью — бог весть: в сутках, как ни крути, всего 24 часа, и удлинить их не способно никакое вознаграждение.
Помимо вопроса о физическом пределе возможностей учителя есть и неясности морально-нравственного порядка. Например, какие рычаги давления на родителей и детей задействует директор школы, чтобы выполнить страховую “разнарядку” министерства. Или учитель, чтобы получить свое законное агентское вознаграждение.
В компаниях АССР и ЦСИ, к слову сказать, по необъяснимой случайности зарегистрированных по одному юридическому адресу и телефону, дать “МК” ответы на эти и другие вопросы отказались. Не смогло прояснить ситуацию и Минобрнауки, являющееся, по версии авторов проекта, чуть ли не его заказчиком. В пресс-службе министерства “МК” заверили, что “о таком проекте ничего не слышали” и “Минобрнауки к нему не имеет никакого отношения”.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру