Современное российское образование, оставаясь одним из самых фундаментальных в мире, тем не менее становится все более оторванным от реальности. К такому выводу приходит известная телеведущая и продюсер Тина Канделаки в своем блоге http://tikandelaki.livejournal.com. По ее мнению, российским школам не хватает предметов, связанных с реальной жизнью.
Перемен требуют наши сердца. Именно этой строчкой можно охарактеризовать общий пафос колонки Тины Канделаки, опубликованной на популярном портале. К такому выводу ведущая приходит, ссылаясь на рейтинг PISA (Programme for International Students Assessment), который составляется для того, чтобы проверить уровень знаний школьников разных стран и умение применять эти знания в реальной жизни. По результатам последних исследований, Россия стабильно занимает место в последнем десятке из 57 мест. На практике это говорит о том, что российские школьники могут прекрасно рассказать о строении кольчатых червей и объяснить, что такое гидролиз, но не умеют всем этим пользоваться.
«Возьмем, например, курс «Обеспечение безопасности жизнедеятельности»— обязательный предмет в наших школах. Недавний опрос ВЦИОМ показал, что только 2% респондентов считают, что его стоит изучать в школе. Не потому ли, что в том формате, в котором он существует сейчас, этот курс— бесполезен?» - отмечает Тина.
Размышляя о переменах, которые необходимы современной российской школе, она приводит сферы, о которых в современных российских школах детям практически не рассказывают. Речь идет о том, как составлять личный бюджет, готовиться к поступлению в ВУЗ и общаться в государственных инстанциях. На данный момент в большинстве школ преподают предмет «Человек и общество», однако большинство детей так и не знают, как работают правовая, законодательная и избирательная системы, для чего нужна трудовая книжка, а также какими правами и возможностями обладает человек в разных жизненных ситуациях.
«Или информатика. Подавляющее число тех, кто ищет работу, включают в резюме строчку «высокие навыки владения ПК», - подчеркивает Канделаки. – Это и есть личное достижение— работать на компьютере они научились сами. Школьный курс информатики включает в себя простейшее программирование на уже умерших языках и изучение двоичной и десятеричной систем счисления. Хотя гораздо логичнее было бы обучать правильному поиску информации и основам безопасности в интернете».
В заключение она предлагает решение сложившейся ситуации. Либо свести личные финансы, основы права, профессиональное развитие и карьеру, основы медицинской помощи и поведения в чрезвычайных ситуациях в один предмет, либо ввести факультативы.
«В этом году в школы пошли более 13 миллионов детей. Из них почти 1,4 миллиона первый раз сели за парты. От нас зависит, с какими знаниями они выйдут оттуда и смогут ли они их применить», - резюмирует Тина.