18 февраля на Гоголевском бульваре собралась группа отставных военных, требующих предоставить им жилье вместо новых квартир. Офицеры обратились к президенту РФ с просьбой прекратить распределение жилых помещений в районе Молжаниново, который, по их мнению, опасен для проживания. Во-первых, офицеры считают, что городок построили, совершенно не обеспечив его маломальской инфраструктурой. «Там нет ничего, кроме действующего Черкизовского кладбища, одни дома», — возмущались военные. Во-вторых, район появился, на территории вблизи аэропорта Шереметьево, что, по их мнению, противоречит нормам. Еще более радикальные протестанты сообщали о том, что этот район не имеет постоянно подключенных инженерных коммуникаций.
Слухи о Молжаниново действительно могли стать поводом к отказам военных в получении там жилья. Поверив на слово недовольным, многие очередники погрузились в сомнения «брать или не брать»? Их можно понять: формулировки типа «гетто для военных отставников» могут испугать любого. Однако большинству обычных москвичей такие размышления покажутся удивительными: отказываться от столичного жилья? да возможно ли такое?
При этом прозвучавшие претензии никак не связаны с качеством жилья: дома по своей современности соперничают с лучшими новостройками. Район вырос на «исторической» для военных земле – до этого здесь располагались общежития и военные казармы, и уж их-то жильцы вряд ли отказались бы от новых квартир. Сейчас район введен в эксплуатацию –государственные эксперты удостоверились в законности и качестве строительства каждого отдельного дома и дали свое заключение — здесь можно жить, и оснований для возможного сноса, о котором также заявляли офицеры, нет. Застройщик района Молжаниново, компания СУ-155, известна, к слову, своим участием в решении военного квартирного вопроса, не раз устраивала экскурсии на стройплощадку для СМИ. Даже у критически настроенных журналистов сомнения на счет качества жилья рассеялись – со всех сторон район производил хорошее впечатление. Транспортная доступность (рядом Ленинградка и линия железной дороги), незначительная удаленность от центра (дальше, чем Химки, но ближе Зеленограда). Сами дома в «военном районе» отличаются современной архитектурой и инженерными коммуникациями. Здесь предусмотрены так называемые тепловые пункты, позволяющие в отдельном доме регулировать отопление в зависимости от погодных условий – «поддавать жару» в холодную погоду или отключать обогрев во время оттепели. Все коммунальное оборудование заточено под энергоэффективность. Квартиры оснащены электроплитами, сантехникой, индивидуальными системами пожарной безопасности, довольно качественно отремонтированы. Есть даже индивидуальные системы подсчета расхода воды и тепла!
На мой взгляд, у района Молжаниново есть и еще один «плюс» - перспектива развития. Начиная с 2014 года рядом начнется возведение логистического центра и индустриального парка. «Кластер площадью 195 тыс. кв. м будет размещен в районе Молжаниново на участке 227 га. Предполагается, что пропускная способность комплекса составит около 4 тыс. машин в сутки, а работать здесь будет около 2 тыс. человек», — сообщили в правительстве Москвы.
А как же инфраструктура, близость кладбища и вредное влияние аэропорта, спросите вы? На каждый из этих вопросов имеется компетентный и взвешенный ответ. Погосты в городской черте – явление не редкое. Знаменитые кладбища Москвы – явное тому подтверждение. Что же касается соблюдения санитарной зоны аэропорта, то здесь никаких нарушений установлено не было. Законность возведения жилья в районе Молжаниново застройщик доказал в процессе судебной тяжбы. Решением Мосгорсуда оставлено в силе решение Гагаринского районного суда об отказе межрегиональной прокуратуре в иске о запрете строительства. И новоселы Молжаниново это подтверждают: «В отношении посадки самолета - бред! – читаем в одном из «офицерских» блогов. — Лично стоял на перекрестке ул. Синявинской и Комсомольской. Еле расслышал звук приземляющегося самолета».
Думаю, не заставит ждать себя и всевозможная торговля вкупе со сферой услуг – парикмахерскими, банками, прачечными и мелкими магазинчиками. Как только район заселится, подтянется и сфера обслуживания – спрос рождает предложение. «По поводу «купить еду негде» вы ошибаетесь, - пишет в своем блоге супруга отставника. - Среди трех домов - 5 продуктовых магазинов, один из которых с продукцией из Белоруссии».
Уже сейчас на площадке между домами в Молжаниново трудится строительная техника – заколачивают сваи под фундамент новой школы. Что же касается поликлиники и детского сада, то эта проблема актуальна сегодня и для многих районов «старой Москвы», и правительство города решает ее, не откладывая в долгий ящик. Возможно, Молжанинову какое-то время придется довольствоваться альтернативными формами подобных учреждений – кабинетами «домашнего доктора» на первых этажах зданий или мини-детскими садами, организаторам которых сегодня открывают «зеленый свет».
Но не все обладатели ордеров на квартиры довольны этим. Закрадывается подозрение, что кто-то из участников протеста на Гоголевском бульваре, получив на руки ордер в Молжаниново, просто решил, что продешевил. Возможно, эти люди уповают на то, что «под шумок» получат квартиры ближе к центру. Однако, скорее всего, отказникам придется довольствоваться денежной выплатой. И тогда уже все вопросы им придется решать собственными силами.
Пока неизвестно, сколько денег армия предложит военным. Разброс цен на недвижимость в России огромен. Так же, как разница между официальной и рыночной ценой квадратного метра. «Если человек три раза отказался от предложенной ему квартиры, вместо жилья он получит денежную компенсацию. Ее размер будет зависеть от средней рыночной стоимости квадратного метра общей площади, рассчитанной для избранного очередником региона», сообщала Российская газета. Руководство военного ведомства уже непрозрачно намекнуло, что у тех очередников, которые по нескольку раз «необоснованно отказывались» от предоставляемой жилой площади есть шанс в следующем году получить вместо жилья денежную компенсацию.
Татьяна Чередникова